Фильм "Охота на крокодилов", признанный социально значимым проектом, будет о разведчиках
29 сентября 2010 года

Фильм с загадочным названием "Охота на крокодилов", признанный на прошлой неделе одним из 13 социально значимых кинопроектов, которые получат средства из Фонда поддержки кино, будет драмой о паре советских разведчиков-нелегалов, рассказал в среду продюсер картины Павел Черновалов.

"Весной прошлого года я посмотрел документальный фильм Вахтанга Микеладзе "Сафари в Южной Америке", где в том числе рассказывалось о судьбе Михаила Филоненко и Анны Камаевой. Этой историей я поделился с Александром Бородянским, который темой разведки, по его словам, интересуется с детских лет. Идея создания фильма о разведчиках-нелегалах была поддержана пресс-бюро Службы внешней разведки РФ, служба помогает нам консультантами, материалами", - объяснил Черновалов.

Анна Камаева и Михаил Филоненко начали свою карьеру секретных агентов во время Великой Отечественной войны: она была радисткой в партизанском отряде, он - командиром отряда диверсионного. В 1944 году Камаева готовила в Мексике похищение убийцы Троцкого Меркадера, но операцию отменили в последний момент. В 1946 году Камаева и Филоненко поженились. Вскоре началась Холодная война, и руководство НКВД решило забросить их в Латинскую Америку под видом эмигрантов из Чехословакии. Разведчики с 1955 года превратились в успешных бизнесменов, миллионеров, имеющих огромные связи среди предпринимателей и аристократов. Филоненко подружился даже с диктатором Парагвая Альфредо Стесснером и приглашал его охотиться на крокодилов (отсюда - название картины).

В 1960 году обстановка на континенте накалилась, и семейство тайных агентов с почетом вернули на родину. В 1963 году и Камаева, и Филоненко вышли в отставку, но руководство КГБ их не забыло: по приказу Юрия Андропова супругов назначили консультантами фильма "Семнадцать мгновений весны", многие эпизоды которого придумывались под влиянием их рассказов.

"Охота на крокодилов", по словам ее продюсера, будет ориентироваться на советскую шпионскую киноклассику - сериал Татьяны Лиозновой, "Мертвый сезон" Саввы Кулиша.

Черновалов признался, что к проекту "есть интерес" и со стороны телеканалов, и со стороны спонсоров, одним из которых станет банк ВТБ.

"Бюджет проекта - 10 миллионов долларов США, съемки запланированы на весну 2011 года, фильм должен быть готов к прокату к началу 2012 года, если только все пойдет по намеченному плану и не будет срывов с финансированием", - сообщил собеседник агентства.

По его словам, "кандидатуры режиссера и главных героев есть", но их имена будут объявлены позднее. Пока разглашается только имя автора сценария - это Александр Бороднянский ("Афоня", "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх", "Курьер", "Олигарх", "Маленький гигант большого секса"), который, действительно, уже затевал в прошлом проект о тайном агенте - в 2007 году он признался , что работает над сценарием о канадском гражданине Поле Хэмпеле, которого депортировали из страны как российского шпиона.

Летом нынешнего года, напомнил Черновалов, шпионская тематика вновь оказалась в центре внимания. На сей раз агентов - их оказалось целых 11 - выловили в США. На суде все они признали свою виновность в незаконной работе на интересы России и были обменяны в венском аэропорту на четверых россиян, ранее осужденных в РФ за шпионаж и выданных теперь Западу. Скандал получил общемировой резонанс отчасти благодаря яркой внешности одной из фигуранток, Анны Чапман (Кущенко), бывшей замужем за британцем и имевшей прежде британское гражданство. В июле с участниками "шпионского скандала" встретился премьер РФ Владимир Путин, произнесший по этому поводу запоминающуюся речь о нелегкой жизни разведчиков-нелегалов.

При создании Фонда было оговорено, что 2 миллиарда рублей из его бюджета будут поровну поделены между восемью лидерами кинопроизводства, 300 миллионов рублей пойдут на премии фильмам, привлекшим более миллиона зрителей, а 500 миллионов рублей обеспечат поддержку социально значимых картин.

Какие именно проекты считать социально значимыми, решает Попечительский совет Фонда, куда, помимо его директора Сергея Толстикова, входят вице-премьер Александр Жуков, министр культуры Александр Авдеев, замминистра экономического развития Станислав Воскресенский, замминистра финансов Татьяна Нестеренко, глава АФК "Система" Владимир Евтушенков, глава думского комитета по культуре Геннадий Ивлиев, глава департамента культуры правительства РФ Денис Молчанов, первый зам руководителя администрации президента Владислав Сурков, ректор ВГИКа Владимир Малышев и глава Союза кинематографистов Никита Михалков.

"При выборе мы соблюдали два главных условия. Во-первых, средства выделялись только при полном понимании общего бюджета, потому что социально значимые проекты часто не совсем малобюджетны, а финансирование Фонда - это лишь от 25 до 40% от всей суммы. Во многих случаях у таких проектов есть крупные государственные спонсоры. Во-вторых, для нас было важно, чтобы была поддержка телеканалов, потому что если с масштабным прокатом что-то не сложится - мы ведь не можем приказывать кинотеатрам - у них есть понимание требований аудитории, для них очень важен рейтинг", - сказал глава Фонда Сергей Толстиков.

Он уточнил, что пока невозможно указать, какой проект сколько получит, так как окончательный бюджет еще не сформирован.