Заметить что работа по ресоциализации. Положительный опыт работы субъектов Федерации по ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, как меры профилактики рецид

23.01.2024 Открытие

Долгое время и по сегодняшний день высокий уровень преступности и рост криминала является одной из основных проблем Российской Федерации, вследствие чего становится явной проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Ведь большинство преступлений представляют собой рецидив.

Целью нашего исследования является изучение проблем социальной реабилитации заключенных после освобождения из мест лишения свободы, пути их решения, а также сравнительный анализ решения данной проблемы в зарубежных странах и в РФ. Для более глубокого изучения проблемы, мы посетили СИЗО-1 г. Красноярск, и изучили некоторые данные о заключенных, находящихся в данном ИЗ, в составе отряда хозяйственного обслуживания и отбывающих срок на общих условиях содержания. Было выявлено, что за последние 8 месяцев среди десяти освободившихся из данного ИЗ были повторно осуждены шестеро. Из чего можно сделать вывод, что среди бывших заключенных более половины совершили преступный рецидив в течение первых двух-четырех месяцев после освобождения, чему предшествовал целый ряд проблем, с которыми столкнулись бывшие заключенные после освобождения.

Одной из этих проблем является трудоустройство освободившегося. В основном это происходит из-за нежелания работодателя принимать на работу бывших осужденных, ввиду абсолютного недоверия к последним, а также высокой роли общественного убеждения в том, что бывшие заключенные остаются опасными для общества и после освобождения. Еще одной причиной нетрудоустройства осужденных, освободившихся из мест лишения свободы является низкий уровень образования, отсутствие у многих какой либо профессии, а также потеря интереса, отсутствие мотивации и желания для ее получения самим осужденным. К сожалению, для решения данной проблемы в нашей стране предпринимается очень мало мер, которые реально действовали бы на практике. Для сравнения, в Германии осужденных к освобождению готовят заранее, когда заключенный еще находится в стенах исправительного учреждения. С ними проводятся индивидуальные беседы и консультации, касающиеся в первую очередь приобретения профессии, поиска работы, жилья и средств на жизнь после освобождения. Помимо этого, существуют различные федеральные ведомства по труду, которые активно взаимодействуют с тюрьмами по всем вопросам профессионального обучения и трудоустройства осужденных. Работа этих ведомств регламентирована законом. Перед освобождением осужденного направляют к консультанту по труду, а затем к сотрудникам службы трудоустройства. Для быстрейшей социальной адаптации заключенному, уже на стадии подготовки к освобождению, делают много различных льгот, например таких как: краткосрочные увольнения из тюрьмы, недельный отпуск - для решения вопросов, связанных с подготовкой к освобождению. Чтобы решить эту проблему в нашей стране, мы предлагаем усовершенствовать и дополнить ряд законов и подзаконных актов о повсеместном получении профессионального, основного, а также базового образования; возможно закон о предоставлении льгот частным и государственным организациям, после согласия последних принять на работу освободившихся из исправительных учреждений в их организацию, а также предоставить официальное трудоустройство, желательно с дальнейшим карьерным ростом и помогать в ресоциализации. Государство, в свою очередь, должно стимулировать такие организации различными денежными выплатами, снижением налогов. Средства для этого на начальной стадии можно выделить из федерального бюджета, а в дальнейшем повсеместно организовать трудоустройство лиц, находящихся в исправительных учреждениях, для чего придется изменить большую часть ИУ, а также условия содержания осужденных в них.

Вторая проблема, с которой сталкивается лицо, освободившееся из мест лишения свободы, это отсутствие регистрации и постоянного места жительства. По закону за бывшими заключенными после освобождения должен осуществляться надзор, производимый полицейскими службами или местным участковым, но только по прибытии осужденного к месту жительства. Но, по официальным данным половина заключенных, находящихся в пенитенциарных учреждениях РФ попросту не имеют регистрации. Соответственно за данной категорией лиц, нарушивших закон, существенно осложняется административный надзор. Среди данной категории граждан особенно часто можно наблюдать преступный рецидив. Также можно отследить логическую цепочку возвращения заключенного, не имеющего постоянного места регистрации из мест лишения свободы обратно.

Возвращение заключенного, не имеющего постоянного места регистрации из мест лишения свободы обратно

1. Бывший заключенный освободился

2. Возникновение у освободившегося лица проблем с трудоустройством, в связи с отсутствием регистрации, других причин.

3. Возникновение физических потребностей, которые из-за отсутствия денежных средств и элементарных жилищных условий нет возможности удовлетворить, отсутствие социальных связей, общественной поддержки

4.Освободившийся уклоняется от административного надзора над ним

5. Освободившийся оказывается в окружении граждан, употребляющих алкоголь, наркотики и т.д.

6.Совершение нового преступления, преступный рецидив

7. Задержание ранее осужденного служащими правопорядка, возвращение его в пенитенциарное заведение

По приведенной выше схеме возвращение в ИУ происходит у большинства бывших заключенных, не имеющих регистрации. Также существует закономерность: чем дольше лицо, осужденное к лишению свободы, находится в ИУ, тем меньше у него становится социально полезных связей, а также происходит разрыв отношений с родственниками. Ко всему прочему, не редки случаи выписки, в том числе незаконной, осужденного из места постоянного проживания его родственниками.

Для решения и предотвращения этой проблемы необходимо ужесточить административный контроль над выпиской осужденных из мест их постоянной регистрации. Для лиц, не имевших постоянной прописи и до заключения, необходимо оказание помощи в получении таковой, а именно возможности предоставление жилой площади бывшим заключенным после освобождения в виде комнаты в общежитии или в коммунальной квартире. Для этого администрация исправительного заведения, из которого был освобожден заключенный, должна примерно за 3 месяца подать ходатайство в районную или областную жилищную комиссию по месту пребывания осужденного, о предоставлении последнему подобного рода места жительства. Помимо этого необходимо создавать и развивать различные фонды и центры, чья работа была бы направлена на оказание помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы в социальной адаптации. В настоящее время в России существует небольшое количество подобных центров. Но их деятельность направлена не только на ресоциализацию бывших заключенных, но и на просто граждан без определенного места жительства; людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, токсикоманией. Вследствие этого наблюдается переполнение таких центров. Необходимо также, чтобы центры ресоциализации для заключенных были государственными, а не принадлежали частным организациям. Также для решения данной проблемы можно использовать опыт в этой сфере других стран. В частности, в Украине специальные общественные и религиозные организации занимаются защитой прав осужденных и их духовным просвещением. Порядок же участия общественности в исправлении и ресоциализации осужденных, а также общественный контроль за соблюдением их прав закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве. Также можно учитывать опыт в данном вопросе таких стран, как Япония и создать, к примеру, институт добровольцев службы защитного надзора с частичным возмещением им понесенных расходов; Южная Корея, где с 1983 года успешно функционирует Служба надзора за условно-досрочно освобожденными и Агентство гражданской реабилитации ; Нидерланды, где приоритет отдается организации пенитенциарным молодежным организациям, гуманному отношению ко всем заключенным, не зависимо от национальности, а также используется система домашних отпусков заключенным. Ко всему прочему нужно создать закон о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, при помощи которого решались бы вышеперечисленные проблемы.

В ходе проведенного нами анализа о состоянии постпенитенциарной системы в России, было выявлено, что проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, действительно существует и актуальна в наше время. Необходимо срочное ее решение и профилактика для предотвращения преступного рецидива и роста криминальных ситуаций в Российской Федерации, которая по этим показателям в данный момент занимает лидирующие позиции по отношению к другим странам.

Список литературы:

  1. Баренбойм П., Резник Г. Финансирование правовой реформы нуждается в уточнении приоритетов // Финансовые известия. 13.11.1997.
  2. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Уголовное и пенитенциарное право. Опыт Нидерландов и России // Прокурорская и следственная практика. 2000. N 3‑4. С. 171 - 173.
  3. Крайнова Н. Ресоциализация осужденных. Зарубежный опыт // Уголовно-исполнительное право. 2002. N 2. С. 84
  4. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76 - 2011. - 581 с.
  5. Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года.

Современная отечественная пенитенциарная система испытывает сегодня серьёзный кризис, о чём свидетельствует увеличение числа коллективных протестных акций осуждённых, большая часть из которых происходит в ненасильственной форме.

Между тем отбывание наказания осуждёнными в условиях исправительного учреждения является ведущим фактором, оказывающим влияние на их дальнейшую жизнь.

Именно поэтому проблема ресоциализации осуждённых стоит сегодня особо остро.

Что такое ресоциализация осуждённых?

Ресоциализация осуждённых подразумевает процесс адаптации и восстановления навыков вхождения в социум после освобождения от наказания; это система реабилитационных мероприятий по восстановлению ослабленных или утраченных социальных функций за время отбывания уголовного наказания и статуса личности.

То, что в России называют ресоциализацией, в зарубежной практике определяют как социальная терапия, к основным направлениям которой относят:

  • обучение осуждённых;
  • трудовую деятельность;
  • занятия спортом;
  • приобщение к культурно-просветительским мероприятиям.

Десоциализация – это утрата усвоенных ценностей, норм, социального статуса, привычного образа жизни или сознательный отказ от них .

Она может проходить в течение короткого или длительного периода, быть более или менее интенсивной, добровольной или принудительной.

В результате десоциализации люди теряют человеческий облик и ранее усвоенные ценности, личность нивелируется, растворяется в агрессивной массе. Теряют значение статусные различия, а также нормы и табу, действующие в обычных условиях.

Если десоциализация наступает в результате добровольного отказа от прежних ценностей (например, уход в монастырь), то этот процесс не приводит к нравственной деградации личности, а, наоборот, может даже духовно обогатить её.

В случае вынужденной десоциализации (потеря работы, лишение свободы) личность оказывается неспособной выдержать давление социальных обстоятельств, что толкает её к иллюзорному уходу от реальности (бродяжничество, алкоголизм, наркомания).

Один из примеров десоциализации — совершение преступления, что означает нарушение общественных, законодательных норм и посягательство на охраняемые ценности.

Совершение преступного деяния свидетельствует о десоциализации субъекта: тем самым он демонстрирует свой отказ от ключевых ценностей общества.

Десоциализации осуждённых обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, таких как:

При тюремной десоциализации осуждённый морально опускается и отчуждается от мира в такой степени, что возвращение его в социум зачастую невозможно.

Показателем десоциализации в данном случае служат рецидивы и, как следствие, возвращение к тюремным нормам и привычкам.

Ресоциализация, напротив, означает усвоение новых ценностей; это процесс повторного прохождения социализации. Главная цель уголовного наказания — ресоциализация преступников, направленная на профилактику рецидивной преступности.

Чтобы снизить вероятность рецидива преступления, важно нейтрализовать негативные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобождённых к условиям жизни на свободе.

Оказывая помощь освободившимся в трудовом устройстве, восстановлении социальных связей, госорганы и общественные организации способствуют их ресоциализации.

При нормальном протекании процесса ресоциализации вероятность рецидива преступлений в разы снижается.

Таким образом, десоциализация и ресоциализация – это 2 формы проявления социализации. И та, и другая могут быть глубокими и поверхностными.

Сегодня ресоциализация осуждённых является приоритетной задачей, которую необходимо решать на уровне госструктур.

Процесс ресоциализации направлен на возвращение освободившихся к жизни в социуме, приобретение ими нужных умений для жизни в обществе, соблюдение принятых норм и законодательства.

Осуждённый, не прошедший процесс ресоциализации, опасен для общества.

Деятельность исправительных учреждений должна быть направлена на разрешение 2 основных проблем:

  • исполнение наказания;
  • ресоциализация осуждённого, формирование у него набора качеств, необходимых для адаптированного поведения в социуме.

Ресоциализация включает в себя:

  • профилактику;
  • коррекцию;
  • восстановление.

Профилактика направлена на устранение, сглаживание причин, условий и факторов, вызвавших отклонения в развитии личности. Зачастую она ориентирована на социальное окружение человека.

Специальная профилактика позволяет создать климат в обществе, позволяющий исключить совершение преступлений. Общая профилактика направлена на формирование антикриминогенных мотивов поведения и понимание неотвратимости наказания за совершённое преступление.

Коррекция предусматривает работу с конкретными отклонениями, имеющимися у осуждённого, и коррекцию поведения.

При длительном занятии преступной деятельностью у человека вырабатываются определённые привычки и навыки, составляющие преступный стереотип. Он теряет нормальные трудовые навыки, приобретая взамен преступные.

Прежде чем адаптировать преступника к жизни в адекватной социальной среде, нужно разрушить в нём стереотип преступника и заменить трудовым стереотипом.

Восстановление в правах предусматривает учёт ключевых положений Конвенции ООН, касающихся прав человека на:

  • жизнь;
  • достойное существование;
  • получение образование;
  • труд и пр.

Подготовка осуждённых к освобождению — важный этап деятельности исправительных учреждений . С этой целью осуществляется комплекс мероприятий, направленных на поддержку освобождаемых в последующем трудовом и бытовом устройстве, подготовку к их жизни в условиях полной свободы, что и является ресоциализацией осуждённых.

Успешная ресоциализация осуждённых невозможна без изменения к ним отношения окружающих: на уровне общества, социальных институтов, производственных коллективов, общественных организаций, семьи и родственников.

К бывшим осуждённым общество должно проявлять гуманность, понимая, что кара за наказание не должна продолжаться всю жизнь.

Гуманное общество не мстит, а проявляет терпимость, лояльность и сострадание к освободившимся, признаёт их права, обеспечивает социальную поддержку, защиту, гарантии.

К сожалению, в нашем обществе пока не наблюдается такой гуманности, даже со стороны государства. Нам ещё необходимо научиться поддерживать оступившихся, давать им жизненный шанс.

Бывшие заключённые не должны чувствовать себя изгоями общества, иначе тюрьма станет их единственным пристанищем до конца жизни.

Социальная ресоциализация осуждённых должна иметь также и юридическую основу, а именно:

  • закон о социальной адаптации осуждённых;
  • правовые нормы на сохранение жилья, трудовое устройство после освобождения;
  • ответственность местных органов власти.

Важным моментом процесса ресоциализации является психологическая поддержка осуждённого во время и после отбывания срока .

Психологическая ресоциализация связана с преодолением социальной дискриминации, а также изменением представления осуждённого о самом себе.

Квалифицированный специалист способен повлиять не только на самого осуждённого, но и на его родственников, сформировать у них гуманное отношение к оступившемуся.

В рамках ресоциализации перед воспитателями исправительных учреждений, психологами стоит очень сложная задача: планирование нового человека и формирование у них стойкого стремления к перестройке собственной личности.

Психологическая ресоциализация базируется на психодиагностике и включает:

  • психопрофилактику;
  • психокоррекцию;
  • психотерапию в кризисных и критических ситуациях.

Результатом психологической ресоциализации осуждённых являются:

  • раскаяние;
  • осознание вины, очищение;
  • выработка социального иммунитета.

Такие результаты возможны, если психологическая установка осуждённого на новый образ жизни подкреплена комплексом социальных условий для её реализации. В ином случае общество получит рецидив преступного поведения.

Это система мер, направленная на сохранение и восстановление здоровья осуждённого, не только физического, но также духовного, социального и психологического. Каждый заключённый нуждается в медицинской ресоциализации.

Криминогенная среда включает в себя множество умственно отсталых людей, невротиков, асоциальных психопатов, алкоголиков, наркоманов, лиц с последствиями черепно-мозговых травм. Многие из них нуждаются не только в поддержке специалиста, но и в психиатрическом лечении.

Любые модели медицинской ресоциализации должны строится на базе комплексной диагностики (этимологической, симптоматической и др.).

И только исходя из результатов комплексной диагностики можно предлагать модели ресоциализации («профилактику», «коррекцию», «реабилитацию», «диагностику», «восстановление», «развитие») либо их комплекс.

Каждая модель несёт определённое содержание, включает свои формы и методы работы, круг заинтересованных и компетентных участников и ориентирована на конкретные результаты.

Наиболее эффективной считается комплексная модель ресоциализации осуждённых, реализуемая в условиях межведомственного взаимодействия.

Несовершеннолетние осуждённые нуждаются в помощи; и это необходимо не только для них самих, но также и всему обществу, чтобы в конечном итоге снизить рецидив преступлений.

Процесс ресоциализации осуждённых подростков проходит в 2 этапа:

  • пенитенциарный;
  • постпенитенциарный.

Основными исправительными мерами воздействия в отношении осуждённых несовершеннолетних лиц являются:

  • образование;
  • воспитательная работа;
  • общественно-полезный труд;
  • поддержание социально полезных связей.

Поддержание социальных связей с родственниками – один из из ключевых элементов процесса ресоциализации несовершеннолетних; ведь большинство из них до осуждения жили в неблагополучных, неполных семьях, детских домах и интернатах.

Соцработнику колонии необходимо акцентировать внимание на процессе подготовки семьи к возвращению подростка из колонии.

Второй важнейшей задачей процесса ресоциализации подростков после освобождения из воспитательных колоний является создание программ по определению их профессиональной деятельности, обеспечению бесплатного жилья в общежитиях и предоставлению иных социальных гарантий.

Итак, ресоциализация осуждённых в исправительном учреждении имеет свою специфику и носит по большей части социально-психологический характер.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рыбак Михаил Степанович. Ресоциализация осужденных к лишению свободы (Проблемы теории и практики) : Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08: Саратов, 2001 450 c. РГБ ОД, 71:02-12/157-3

Введение

Глава I. Социализация индивида в обществе и ресоциализация личности осужденного к лишению свободы 13

1. Понятие социализации индивида 13

2. Понятие ресоциализации личности осужденного к лишению свободы 32

3. Стадии ресоциализации личности осужденного к лишению свободы 51

Глава II, Классификация осужденных как предпосылка их ресоциализации и совершенствование структуры исправительных учреждений 69

1. Классификация осужденных и ее роль в их ресоциализации. 69

2. Совершенствование структуры исправительных учреждений как предпосылка ресоциализации осужденных к лишению свободы 102

3. Оптимальные сроки изоляции от общества как важный фактор ресоциализации осужденных и проблемы применения пожизненного лишения свободы и смертной казни 140

4. Реформирование структуры уголовно-исполнительной системы и задачи органов, исполняющих наказание, в ресоциализации осужденных к лишению свободы 170

Глава III. Воспитательная работа и средства массовой коммуникации как средства ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях .. 193

1. Понятие и значение воспитательной работы 193

2. Понятие направлений, средств, форм и методов воспитательной работы в исправительных учреждениях 218

3. Массовая коммуникация как средство ресоциализации осужденных 258

Глава IV. Правовое стимулирование исправления осужденных к лишению свободы и подготовка их к социальной адаптации после освобождения от наказания 282

1. Понятие правового стимулирования и правового ограничения осужденных к лишению свободы 282

2. Социальное предназначение уголовного наказания в процессе ресоциализации осужденных к лишению свободы 298

3. Образование и профессиональное обучение как важные средства морально-нравственного и духовного восстановления личности осужденного к лишению свободы 309

4. Вопросы правового регулирования труда и стимулирование к нему осужденных 321

5. Субъективное право осужденных к лишению свободы на поощрение 335

6. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания... 361

Заключение 397

Список использованной литературы 405

Приложения 434

Введение к работе

Российская Федерация находится на сложном и противоречивом этапе своего развития. Проводимые экономические, политические и правовые реформы привели к кризису экономики, безработице, резкому падению жизненного уровня народа, его крайней поляризации и росту преступности. Криминализация общества препятствует его ус- тоичивому развитию, представляет угрозу национальной оезопасности страны. В обществе произошла «коррозия» нравственного и правового сознания людей, сопряженная с переориентацией их в сторону асоциального образа жизни.

В сложившейся ситуации в борьбе с преступностью приоритет отдается применению уголовного наказания в виде лишения свободы, в ряде случаев без учета общественной опасности совершенного преступления.

Усиление карательных начал в борьбе с преступностью, а также установление излишних правоограничений в отношении осужденных к лишению свободы лишь усугубляет криминогенную обстановку в стране, ведет к социальной напряженности в обществе. Неспособность уголовного наказания противодействовать развитию негативных явлений в обществе вызывает объективную потребность раскрытия с научных позиций смысла происходящих процессов, поиска наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов преодоления кризисной ситуации в стране, нейтрализации преступности в России.

В системе мер, направленных на нейтрализацию преступности в стране, обеспечения охраны жизни и здоровья людей, других прав и

свооод человека и гражданина, собственности, вещественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды и конституционного строя РФ от преступных посягательств, важное место принадлежит исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы России, призванным исполнять уголовное наказание в виде лишения свободы, обеспечивать ресоциализацию осужденных в ходе отбывания ими этого наказания, готовить их к адаптации к условиям жизни современного общества после освобождения из мест лишения свободы.

Ресоциализация осужденных в процессе исполнения и отбывания наказания является ведущей среди задач, стоящих перед пенитенциарными учреждениями. Научная разработка данной проблемы может способствовать определению наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов коррекции взглядов, убеждений и поведения осужденных.

Актуальность данной проблемы обусловливается и в значительной степени сменой социально-экономических ориентиров российского общества, новыми общественными отношениями, применением международных стандартов обращения с осужденными к лишению свободы. Федеральный закон от 9 марта 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» положил начало реальному изменению уголовной и уголовно-исполнительной политики в сторону ее гуманизации, создал более благоприятные условия в исправительных учреждениях для успешной ресоциализации осужденных.

Практика исполнения наказания в виде лишения свободы многогранна и противоречива. С одной стороны, исправительные учреждения должны моделировать жизнь осужденного на свободе, а с другой - в них исполняется наказание и реализуются его цели в условиях принудительного режима правилами которого регламентируется поведение осужденных, определяются пределы и приемы коррекционно-исправительного воздействия на осужденных, что не имеет места в жизни на свободе. Соединение этих моментов в жизни осужденного - важнейшая социальная проблема, поскольку во время установленного приговором суда срока лишения свободы воспитательная функция права выступает в качестве средства ресоциализации личности осужденного, процесса, составляющими которого являются, в том числе, профилактика преступлений и подготовка осужденных к жизни на свободе.

Кроме того, повседневная практика исправительных учреждений, исполняющих наказание, а также результаты ранее проведенных исследований свидетельствуют о том, что в процессе воспитательного воздействия на лишенного свободы возникают сложные юридические, психолого-педагогические, организационные и иные вопросы, нуждающиеся в неотложном разрешении и в тесной связи теории и практики.

И, наконец, исправление осужденных осуществляется в своеобразной субкультурной среде. Субкультура правонарушителей является, по мнению отечественных криминологов (В,М. Анисимков, А.И. Гуров, Н.А. Стручков, Г.Ф. Хохряков, И.В. Шмаров), главным препятствием эффективного функционирования исправительных учреждений, так как она во многом ориентирована на противодействие целям исправления и адаптации лиц после отбытия наказания. Ресоциализация осужденных как социально-правовая категория востребована социально-экономическими, политическими реалиями жизни современного российского общества, она обеспечивает реализацию принципов социальной справедливости, гуманизма, законности, дифференциации и индивидуализации наказания, исправления осужденных.

Отдельные проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы, механизма ее реализации под различным углом зрения уже рассматривались в работах Т.Н. Волковой, В.А. Елеонского, Б.П. Коза-ченко, М.П. Мелентьева, А.В. Пищелко, П.Г. Пономарева, Т.Г. Предо-ва, А.А. Рябинина, А.Ф. Сизого, Н.А. Стручкова, А.В. Чернышевой, В.Е. Южанина и других исследователей, однако монографических исследований по данной теме пока не было.

Все это обусловило выбор темы и актуальность данного диссертационного исследования.

Объект исследования составляют отношения, возникающие в процессе воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы.

Предметом исследования являются правовые нормы уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, положения Конституции РФ и официальные международно-правовые документы, а также уголовно-исполнительная практика по ресоциализации осужденных к лишению свободы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является разработка научных положений, раскрывающих понятие, содержание, этапы ресоциализации осужденных к лишению свободы, а также разработка научных рекомендаций по совершенствованию ее правового регулирования. В контексте поставленной цели реализуются следующие исследовательские задачи:

уяснение сущности социализации и ресоциализации и сферы дей ствия указанных феноменов в плане морально-нравственного воздействия на человека;

обоснование взаимообусловленности процессов социализации в обществе и ресоциализации личности осужденных к лишению свободы;

определение ресоциализации осужденных как цели уголовного наказания;

раскрытие роли классификации осужденных к лишению свободы как основы дифференцированного подхода в воспитательной работе с ними; изучение различных видов исправительных учреждений и возможности осуществления в них процесса ресоциализации осужденных;

установление влияния сроков изоляции осужденных от общества на возможности их социальной адаптации;

исследование возможностей повышения эффективности деятельности ИУ по исправлению осужденных в условиях реформирования структуры уголовно-исполнительной системы России;

обоснование основных направлений, форм, средств и методов вос- - питательной работы как средства ресоциализации осужденных;

исследование возможностей влияния средств массовой коммуникации на процесс расширения связей осужденных с внешним миром;

разработка концептуальных основ правового стимулирования осужденных и обоснование возможности предоставления им субъективного права на получение предусмотренных законом льгот и поощрений; исследование проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания как взаимообусловленного процесса ресоциализации оеуж денных;

разработка предложений по совершенствованию правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы.

На защиту выносятся следующие положения и выводы, характеризующие научную новизну исследования:

1. В условиях кризисных явлений в экономике и политической сфере, падения жизненного уровня основной массы населения и расслоения общества на бедных и богатых, снижения нравственных устоев социализация подрастающего поколения и иных категорий людей осуществляется противоречиво, у отдельных граждан формируются ценностные ориентации, обусловливающие антиобщественные и преступные формы поведения, что вызвало осложнение криминогенной обстановки в стране.

2. Определение сущности ресоциализации осужденных.

3. Основания выделения стадий ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

4. Ресоциализация осужденных как цель уголовного наказания.

5. Факторы, препятствующие ресоциализации в местах лишения свободы.

6. Критерии классификации осужденных к лишению свободы и правовое значение классификации.

7. Предложение о введении в законодательном порядке практики психологического изучения личности осужденного к лишению свободы и криминологического прогнозирования его поведения.

8. Длительные сроки лишения свободы оказывают десоциализи- рующиее воздействие на личность осужденного.

Осуществление в судебной практике перехода от применения лишения свободы к альтернативным видам наказаний к лицам, совершившим впервые преступления небольшой либо средней тяжести и по неосторожности.

10. Определение воспитательного значения стимулирующих норм поведения осужденных к лишению свободы и порядка их применения.

11. Предложения по совершенствованию организационных основ деятельности пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов.

12. Каждому этапу развития общества и исправительных учреждений соответствуют определенные формы и направления воспитательной работы с правонарушителями.

Переходные периоды в жизни общества вызывают снижение уровня воспитательной работы с осужденными.

13. Общество и места лишения свободы должны функционировать в информационном воздействии.

14. Предложения о включении в уголовное и уголовно- исполнительное законодательство норм, способствующих ресоциализации осужденных. Методология и методика диссертационного исследования

Методологическую основу исследования составляют положения материалистической диалектики. В пределах этой методологии использовались частнонаучные методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, системный, формально-логический, конкретно-социологический. Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области уголовного и уголовно-исполнительного права, философии, психологии, педагогики, социологии и общей теории права. В частности, использовались публикации: Г.А. Аванесова, В.М. Анисимкова, Вл.М. Анисимкова, В.П. Артамонова, Ю.М. Антоняна, А.В. Бриллиан-това, Н.А. Беляева, Г.Н. Горшенкова, М.Н. Гернета, СИ. Дементьева, М.Г. Деткова, М.П. Журавлева, А.И. Зубкова, И.И. Карпсиа, В.Е. Ква-шиса, В.Н. Кудрявцева, В.П. Малкова, Н.И. Матузова, М.П. Мелентье-ва, А.С. Михдина, А.Е. Наташева, И.С. Ноя, А.А. Пионтковского, Б.Д. Парыгина, А.В. Пищелко, В.П. Пирожкова, СВ. Познышева, П.Г. Пономарева, А.Л. Ременсона, А.А. Рябинина, А.Ф. Сизого. В.И. Селиверстова, Н.А. Стручкова, М.П. Стуровой, Г.А. Туманова, В.М. Трубникова, Н.С. Таганцева, Ю.М. Ткачевского, Б.С. Утевского, А.В. Шамиса, Е.Г. Ширвиндта, И.В. Шмарова, М.Д. Шаргородского, Г.Ф. Хохрякова, А.В. Чернышевой, B.C. Южанина, A.M. Яковлева и других ученых. В ходе исследования автор опирался на положения Декларации прав и свобод человека и гражданина. Конституции Российской Федерации, уголовное и уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное законодательство, другие законодательные акты Рос 11

сийской Федерации, нормативные правовые акты ведомств, акты применения норм права исправительными учреждениями и судами.

Эмпирическую базу диссертации составляют конкретные социологические исследования: проведено анкетирование 220 сотрудников исправительных учреждений, 135 судей, 1 000 осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях Волгоградской, Самарской, Саратовской областей. Результаты этих исследований сравнивались с имеющимися данными.

Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные его положения могуг применяться при осуществлении процесса ресоциализации осужденных к лишению свободы, а также при разработке и реализации программ подготовки их к освобождению от отбывания наказания и оказании им помощи в подготовке к жизни в условиях свободы после освобождения от наказания.

Сформулированные в работе научные положения и предложения могут быть использованы в законотворческой деятельности при осуществлении работы по повышению квалификации сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста _._ РФ, а также в учебном процессе со студентами юридических вузов,

техникумов и лицеев.

Апробация выводов и научных положений диссертации и внедрение ее результатов. Выводы и научные положения диссертации апробированы в выступлениях соискателя на всесоюзных и всероссийских научных конференциях и семинарах (1979-2001 гг.) по пробле 12

мам уголовного, уголовно-исполнительного права (Москва, Воронеж, Рязань, Тамбов, Саратов и Др.).

курсе лекций по уголовно-исполнительному праву, главах учебников по Общей и Особенной части уголовного права, учебных пособиях и научных статьях, опубликованных автором по теме исследования. Отдельные научные положения, разработанные соискателем, нашли отражение в УК РФ 1996 г. и УИК РФ 1997 г., Федеральном законе от 9 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный ко декс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс. Уголовно-исправительный кодекс Российской Федерации и другие Законодательные акты Российской Федерации».

Ряд положений диссертации внедрены в практическую деятельность исправительных учреждений Саратовской области. Результаты исследования используются соискателями и некоторыми преподавателями в учебном процессе по курсу «Уголовно-исполнительное право» в Саратовской государственной академии права. Марийском государственном университете, кооперативном институте г. Чебоксары и других вузах страны.

Достоверность выводов и научных положений, разработанных в диссертации, обеспечивается сопоставлением их с данными исследова ний других авторов, а также обоснованием их ссылками на действующее законодательство и авторитет крупных ученых страны.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, разделенных на параграфы, заключения, приложений и списка использованной литературы.

Понятие социализации индивида

Российская социальная система сегодня находится на трудном и противоречивом этапе своего развития. Развал Союза ССР, отсутствие общественного согласия и единства власти, острое политическое противостояние, сознательное разрушение многих традиционных ценностей, созданных при советском строе, трудный переход от плановой социалистической экономики к экономике рыночной, происходящий при этом передел собственности порождают в обществе коррупцию в различных эшелонах властных структур, безработицу, социальную незащищенность подавляющего большинства населения страны, невиданный рост преступности и социштьной напряженности.

Период последнего десятилетия XX в. в истории нашей страны в научной литературе характеризуется как «драматический и даже трагический (расстрел парламента, шоковые «реформы», война, кровь, жертвы... «первоначальное накопление капитала», резкое падение жизненного уровня народа, его крайняя поляризация, коррозия духовной сферы... и т.д.)».

В этих условиях в России изменяется содержание сформировавшихся в предшествующие годы социальных институтов, предаются забвению многие рычаги воздействия на личность. Коренным образом меняется положение личности в обществе, происходит смена ценностных приоритетов и направлений.

Данные обстоятельства напрямую связаны с социализацией личности и актуализируют изучение этой важной проблемы.

В научной литературе понятие «социализация» личности рассматривается с философских, социологических, правовых, психолого-педагогических, культурологических позиций1.

Несмотря на некоторые различия в акцентах в определении понятия социализации, общее мнение сводится к тому, что это процесс социального становления индивида, формирования и развития его социальной сущности.

Особенности социализации личности определенного индивида зависят от исторически-конкретной социально-экономической структуры общества и его социокультурного опыта. Изменяется социальная среда, изменяется и человек. Вот почему можно говорить об особенностях социализации в различных общественно-экономических системах и существенных отличиях в положении индивида в условиях первобытно-общинного, античного, феодального (европейского), крепостнического (восточного) и капиталистического или социалистического общества. В рамках одного и того же общества огромное значение с точки зрения особенностей социализации личности имеет классовая принадлежность индивида1.

Термин «социализация» происходит от латинского socualis - «общественный». Это процесс усвоения индивидуумом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование2.

Впервые понятие «социализация» личности было введено в научный оборот в начале прошлого века французским социологом Э. Дюркгеймом3.

В отечественной науке термин «социализация» появился сравнительно недавно. Одним из первых значение этого термина раскрыл Б.Д. Парыгин4. Применение его поначалу вызывало возражение отдельных ученых, полагавших возможной замену данного понятия другими - воспитание, формирование личности и т.д. В то же время за правомерность рассмотрения социализации как самостоятельной проблемы говорит многогранность ее сторон, выходящих за пределы вопросов воспитания и формирования личности.

Сегодня понятие «социализация» личности можно встретить в различных отраслях наук. С позиции социально-психологической теории Б.Д. Парыгин, например, считает, что «под социализацией следует понимать весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие» К

Основой социологического аспекта понимания социализации, по мнению Ю.Р. Хайрулиной, служит взаимодействие личности с социальными институтами, в ходе которого она усваивает аккумулированные ими ценности, правила, роли и занимает соответствующий статус. Такой подход не противоречит общефилософскому пониманию социализации как проявлению процесса познания, освоения индивидуумом социального опыта2.

Определяя понятие социализации с позиции права, В.П. Казамир-чук, В.Н. Кудрявцев пишут, что она, с одной стороны, включает в себя целенаправленное воздействие социальных условий человека, приобщая его к системе понятий, оценок, представлений, социальных норм, ценностей культуры, принятых в обществе, с другой - социальную деятельность самого человека, который в социальной среде совершенствует ее и в то же время изменяет собственную сущность, формирует у себя новые качества и свойства. В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта, воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир.

Классификация осужденных и ее роль в их ресоциализации

Институту классификации правонарушителей в российском уголовном и исправительно-трудовом (уголовно-исполнительном) праве традиционно уделялось и уделяется большое внимание. В соответствии с исправительно-трудовым законодательством (ст. 7 ИТК РСФСР 1924 г.) впервые была осуществлена классификация осужденных по категориям и разрядам.

Первую категорию осужденных представляли лица, не принадлежавшие к классу трудящихся и совершившие преступления в силу классовых взглядов или интересов, а также принадлежавшие к классу трудящихся, но совершившие опасные преступления. Они отбывали наказание в изоляторах специального назначения. Кроме того, к первой категории относились осужденные, переведенные в указанные изоляторы в порядке дисциплинарного взыскания.

С учетом результата исправительно-трудового воздействия все осужденные к лишению свободы делились соответственно на три разряда: начальный, средний и высший.

После этапирования к месту отбывания наказания осужденные первой и второй категории определялись в начальный разряд, где осужденные первой категории находились не менее половины, а осужденные второй категории не менее одной четвертой срока лишения свободы. Осужденные к лишению свободы третьей категории могли зачисляться в любой из установленных трех разрядов. В каждом разряде осужденный должен был отбыть определенный срок, а затем он мог быть переведен в следующий разряд или оставлен в том же разряде. В соответствии со ст. 102 ИТК 1924 г. перевод из разряда в разряд зависел от успехов осужденного в «работах и занятиях, соблюдения или нарушения им установленного режима и вообще от степени оказанного на него исправительно-трудовым учреждением влияния». В среднем разряде осужденный обязан был отбывать одну треть всего срока наказания и при всех вариантах отношения его к труду и обучению - не менее шести месяцев.

Уже в первые годы советской власти в соответствии со ст. 7 ИТК РСФСР 1924 г. применение мер социальной защиты от преступных посягательств в исправительно-трудовых учреждениях было организовано по прогрессивной системе, в соответствии с которой заключенные подвергались различному режиму, для чего они распределялись но исправительно-трудовым учреждениям разных видов:

А. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера: 1) дома заключения, 2) исправительно-трудовые дома, 3) трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, 4) изоляторы специального назначения, 5) переходные исправительно-трудовые дома.

Б. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера: 1) трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей, 2) трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.

В. Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: 1) колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, 2) институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.1

Теоретической основой классификации правонарушителей был и остается принцип дифференциации и индивидуализации наказания в ходе его назначения, исполнения и отбывания. Эта проблема исследовалась и освещалась в литературе многими учеными-правоведами (В.М. Анисим-ков, Ю.М. Антонян, А.В. Бриллиантов, В.В. Лунеев, Л.М. Прозументов, И.М. Пырков, А.А. Рябинин, Н.А. Стручков, Г.В. Хохряков, В.Е. Южанин, А.В. Шеслер и др.). Однако актуальность и значимость этой проблемы не перестают привлекать внимание исследователей.

Интерес к проблемам дифференциации и индивидуализации наказания в период проведения правовой реформы и обсуждения Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 г.) не только возрос, но и приобрел новые аспекты и направления. Высказаны различные точки зрения относительно трактовки понятия принципов дифференциации и индивидуализации наказания. Одни авторы полагают, что каждый из таких признаков может существовать самостоятельно, другие считают, что индивидуализация исполнения наказания и дифференциация применения основных средств и методов исправления осужденных являются единым специфическим принципом исправительной политики. По мнению А.А. Рябинина, дифференциация и индивидуализация наказания - это две части единого и неделимого принципа, которые в зависимости от стадии (определения основания уголовной ответственности, назначения наказания, его исполнения, освобождения от него или замены неотбытой его части более мягким наказанием) могут приобретать либо главное, либо вспомогательное значение, углубляя и усиливая друг друга. Так, на стадии исполнения наказания в виде лишения свободы начинать с индивидуализации просто нельзя, поскольку невозможно для каждого в отдельности правонарушителя создать только на него рассчитанное исправительное учреждение. Поэтому на этой стадии реализации уголовной ответственности наибольшее значение имеет ее дифференциация, с помощью которой определяются общие признаки для разделения осужденных, а затем образования классификационных групп, категорий для распределения осужденных в соответствии с законом по видам исправительных учреждений.

Понятие и значение воспитательной работы

Успех ресоциализации осужденных к лишению свободы в значительной мере зависит от того, как поставлена и проводится воспитательная работа с ними. На процесс исправления воздействуют как объективные, так и субъективные факторы.

По мнению А.В. Шамиса, к объективным факторам исправления осужденных относятся условия, создаваемые государством, материальная и производственная база, социально-психологические отношения между осужденными и администрацией. Сюда же следует отнести и объективно складывающиеся отношения осужденных с представителями общественных и хозяйственных организаций, а также со священнослужителями.

К субъективным факторам А.В. Шамис относит целенаправленную деятельность сотрудников исправительных учреждений, их профессиональное мастерство, умение познать особенности личности воспи-туемого, найти и использовать наиболее эффективное средство воздействия на осужденного с целью формирования его поведения, взглядов, отношения к людям.

Эффективное использование объективных и субъективных факторов ресоциализации осужденных - наиболее важная и трудная задача для сотрудников исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений как субъект применения основных средств исправления осужденных одновременно должна решать вопросы обеспечения их безопасности, организации режима их содержания, труда и других важных проблем при организации процесса исполнения и отбывания уголовного наказания. Применение основных средств исправления осужденных и материально-техническая база их применения - производные, специальные, субъективные факторы, влияющие на эффективность правовых норм. По мнению П.Г. Пономарева, - это, по сути дела, две неразрывные составные части, обусловливающие результативность ресоциализации осужденных.

Исправительное воздействие на осужденных к лишению свободы опирается главным образом на правовые запреты и ограничения, которые являются составной частью воспитательной системы исправительных учреждений. М.П. Стурова под воспитательной системой этих учреждений понимает прямые и опосредованные воспитательные отношения и связи элементов, ее составляющих, которые образуют целостность, включающую как духовную, так и предметно-практическую деятельность ее объекта (воспитуемых) и субъекта (воспитателей, ру-ководителей) . По мнению А.В. Шамиса, М.П. Стурова, понятие воспитательной системы соотносит с понятием «исправительно-трудовая система», ограничивая последнюю рамками социально-педагогических по своей сути исправительных учреждений. Такой подход позволяет ей все элементы, закономерности и принципы функционирования этой системы рассматривать с позиций педагогической науки, т.е. выделять в комплексном исследовании ее педагогический аспект.

М.П. Стурова считает, что последовательное изменение воспитательной системы ИТУ как сложного социально-педагогического явления представляет собой длящийся во времени воспитательный социально-педагогический процесс, различные состояния которого в соответствии с поставленной целью позволяют судить о результатах функционирования системы. При этом, чем выше педагогический потенциал системы в целом и основных ее средств, тем больше вероятности того, что осужденный приобретет умение сопротивляться негативным проявлениям социальной среды как в местах лишения свободы, так и после освобождения.

Попытки преобразования исправительной системы путем изменения отдельных норм права, изменяющих условия отбывания наказания, не приводят к принципиальным изменениям, в своей основе она остается неизменной. Такое положение А.В. Пищелко объясняет тем, что до настоящего времени не разработана Концепция ресоциализации личности осужденного. Кроме того, на основе проведенного теоретико-методологического исследования этой важнейшей для исправительной педагогики проблемы А.В. Пищелко делает вывод о необходимости построения целостной социально-педагогической системы исполнения уголовного наказания1. Такой подход заслуживает внимания и поддержки. Воспитательная деятельность исправительных учреждений уже много лет характеризуется как несовершенная. Поэтому нужны в первую очередь кардинальные меры государства по созданию надлежащих экономических и социальных условий и, конечно же, введение в структуру уголовно-исполнительной системы социально-педагогической, медико-психологической служб, рекомендации которых по проблеме ресоциализации осужденных были бы обязательными для администрации ИУ.

Нормы уголовно-исполнительного права России должны быть обусловлены как правовой, так и психолого-педагогической необходимостью. Регулируя карательное воздействие, они должны содержать и воспитательную направленность, а поэтому должны быть обоснованы с точки зрения педагогики и психологии".

Воспитательная деятельность в современных условиях фактически отождествляется с мерами воздействия администрации на осужденных в целях их исправления. Организационно она проводится в соответствии с нормами права и органично сливается с правовой работой. Понятие «правовая работа» стоит в одном ряду с такими терминами, как «правовое поведение», «правовая деятельность», «юридическая практика», «юридический процесс», «правовая активность», но не сводится к одному из них. Понятие «правовая работа» более широкое из всех перечисленных явлений правовой деятельности".

Понятие правового стимулирования и правового ограничения осужденных к лишению свободы

На протяжении многих поколений философы, правоведы, педагоги, психологи настойчиво стремятся понять и объяснить преступность и особенности личности преступника. Очевидно, это вечная проблема, как сама жизнь, и до сих пор не найдены ответы на вопросы: почему в России из 146 млн жителей около одного миллиона осуждены к лишению свободы и находятся в изоляции от общества, почему преступность имеет тенденцию к росту, а криминальная субкультура подчиняет своему влиянию значительную часть общества, особенно молодежь, и буквально втягивает эту группу населения в орбиту преступного образа жизни? При этом, как уже отмечалось, жизнь подтверждает, что оказывать противодействие преступности как явлению, бороться с ней только карательными мерами уголовного наказания бесперспективно.

В связи с этим при исследовании поставленных вопросов необходимо иметь в поле зрения, по крайней мере, три важнейших фактора: во-первых, социально справедливую уголовную политику государства, отвечающую требованиям времени и интересам всего общества; во-вторых, безусловную гарантию претворения в жизнь конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), получившую специфическое преломление в нормах уголовного закона как принцип равенства перед законом (ст. 4 УК РФ). Это означает, что никто не должен иметь привилегий перед уголовным законом; в-третьих, морально-нравственное, психофизиологическое, духовное и физическое здоровье общества, его материальное благосостояние и, в конечном счете, особенность русского менталитета.

В ракурсе названных факторов рассмотрим некоторые аспекты влияния правовых стимулирующих средств на исправление осужденных к лишению свободы.

Впервые о наградах как средствах предупреждения преступлений упоминается в работе Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», вышедшей в 1764 г.1 Отечественными и зарубежными учеными уже многие годы ставятся вопросы о разработке и принятии таких законов, которые предусматривали бы, с одной стороны, поощрение за послушное поведение, а с другой - наказание за социальные отклонения непослушным.

Так, известный английский ученый в области философии, права и морали И. Бентам писал: «Главный закон может быть подкреплен двумя вспомогательными законами, кои по свойству своему один другому противны: законом, полагающим наказание в случае непокоримости, и законом, полагающим награду в случае повиновения»".

В разработку теории о наградах и наказании внесли свой вклад и отечественные ученые, философы, публицисты1. Идея поощрения наряду с наказанием стала реализовываться в начале XIX в. первоначально в гражданском праве. А уже в середине XIX - начале XX в. некоторые элементы указанной теории были включены и в уголовное право: первоначально - в англо-американское (в форме прогрессивной системы отбывания лишения свободы), а затем - в российское (в форме условно-досрочного освобождения) .

Важнейшая задача пенитенциарной системы - исправление человека, нарушившего правовые запреты, подготовка его к зжонопослушной жизни. Однако подход в ее решении во многом зависит от сощіально-зкономических и политических условий жизни в обществе, от его целей и возможностей. Смена приоритетов в нашем государстве, переоценка ценносгей заставили искать нетрадиционные пути решения этой проблемы. Среди mix все чаще выделяют меры стимулирования, в том числе и правового.

Проблемы правового стимулирования уже привлекали внимание как представителей науки общей теории права, так и исследователей отраслевых юридических наук. Под различным углом зрения поощрительные институты рассматривали Г.А. Аванесов, С.С. Алексеев, В.М. Баранов, Н.Э. Звечаровский, А.Ф. Зелинский, А.И. Зубков,

В.Н, Кудрявцев, А.В. Малько, М.П, Мслентьев, А.С. Михлин, Н.А. Стручков, А.Ф. Сизый, Р.Ф. Сундуров, О.В. Филимонов и др. Однако многие аспекты правового стимулирования исправления осужденных к лишению свободы в современных условиях остаются недостаточно исследованными.

Прав А.И. Зубков, полагая, что стимулирование осужденных представляет собой самостоятельную и сложную проблему, требующую глубокого изучения представителями различных отраслей знаний.

Объясняется это тем, что понятие «стимулирование» имеет довольно широкое распространение и многоаспектное толкование. Например, «стимулировать» означает: «подстрекать», «возбуждать»", «дать стимул к чему-нибудь, заинтересовать в чем-нибудь»" . «Стимул» (лат. stimulus) означает: «остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало -- побуждение к действию, побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь, толчок, поощрение» .

Термин «стимулирование» в правовых исследованиях многозначен, однако при всех смысловых оттенках понятие стимулирования употребляется в значении способности права положительно влиять на поведение и деятельность человека.

Сейчас процесс исправления и ресоциализации осужденных осуществляется в одиннадцати специальных воспитательных колониях, из которых десять предназначено для содержания лиц мужского пола и одна - женского пола. Воспитательные колонии расположены в разных регионах страны от Ковеля (Волынской обл.) до Павлодара (Днепропетровской обл.). Несовершеннолетние лица женского пола отбывают наказание в Мелитопольской воспитательной колонии Запорожской обл.

Для достижения цели исправления и ресоциализации несовершеннолетних в воспитательных колониях ДКВС Украины действует комплексная система мер, которая призвана обеспечить:

  • надлежащие условия жизни осужденных, совместимые с человеческим достоинством и нормами, которые приняты в обществе;
  • развитие у осужденных чувства самоуважения к себе и окружающим путем минимизации негативных последствий лишения свободы;
  • поддержание социально полезных связей с родными и близкими для них людьми;
  • получение образования и профессиональных навыков, что поможет им включиться в общественную жизнь после освобождения

Комплексная система мероприятий, кроме того, предусматривает обязательное привлечение к этому процессу всех сотрудников воспитательной колонии, но основная нагрузка по выполнению мер исправления и ресоциализации осужденных возложена на социально-психологическую службу, педагогов и психологии.

Важная роль в исправлении ресоциализации осужденных отводиться международным стандартам и практике исполнения и отбывания наказаний несовершеннолетними в зарубежных странах. Изучение пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних в Нидерландах позволяет заметить, что в Украине происходят первые положительные сдвиги в гуманизации процесса отбывания наказаний несовершеннолетними осужденными. Наряду с этим, формальное перекладывание некоторых форм и методов исправления и ресоциализации осужденных в зарубежных странах на украинский воспитательные колонии не происходят в сознании самих осужденных.

Процесс исправления и ресоциализации осужденных не может быть эффективным, если к осужденным несовершеннолетним не применять меры поощрения и взыскания соответствии с нормами Уголовно-исполнительного кодек КСУ Украине общий порядок поощрения осужденных предусмотрен в ст 130, а взыскания - в ст 132 УК Украины Что касается несовершеннолетних, то порядок поощрения и взыскания регламентирован ст 144,145 КВ К Украины.

Статья 6. Исправление и ресоциализация осужденных и их основные средства

1. Исправление осужденного - процесс позитивных изменений, которые происходят в его личности и создают у него готовность к самоуправляемой правопослушного поведения.

2. Ресоциализация - сознательное восстановление осужденного в социальном статусе полноправного члена общества;возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе.

Необходимым условием ресоциализации является исправление осужденного.

3. Основными средствами исправления и ресоциализации осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно полезный труд, социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное влияние.

4. Средства исправления и ресоциализации осужденных применяются с учетом вида наказания, личности осужденного, характера, степени общественной опасности и мотивов совершенного уголовного преступления и поведения осужденного во время отбывания наказания.

Комментарий:

Комментируя данную статью, следует отметить, что исправление и ресоциализации осужденных имеет давнюю историю. Эта проблема изучалась с позиции уголовного, уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и психологии в трудах многих ученых, однако единой точки зрения относительно указанных сроков не существует. Одни авторы считают их синонимами, другие - совершенно разных, не однорядными понятия. В науке уголовно-исполнительного права исправление и ресоциализация рассматривается как одно из направлений деятельности органов и учреждений исполнения наказания, способствует воспитанию у осужденных социально адекватных качеств, является внутренним процессом положительных изменений в личности осужденного и его сотрудничеством с персоналом органов и учреждений исполнения наказаний, восстановление и развития социально полезных связей и отношений как в период отбывания наказания, так и после освобождения, и охватывает три составляющие:

Цель наказания;

Деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания;

Процесс коррекции личности осужденного и изменений в его личности под влиянием системы воспитательных мероприятий;

Результат работы органов и учреждений исполнения наказания.

Закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе дифениций "исправления" и "ресоциализация" существенно повлияло на дискуссию по этому поводу. Исправление осужденного рассматривается законодателем как процесс позитивных изменений, которые происходят в его личности и создают у него готовность к самоуправляемой правопослушному поведения позволяет реализоваться соответствующей цели уголовно-исполнительного закона.

Ресоциализация - сознательное восстановление осужденного в социальном статусе полноправного члена общества; возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе.Необходимым условием ресоциализации является исправление осужденного.

Таким образом, исправление и ресоциализация - это ключевые категории для применения большого количества норм уголовно-исполнительного закона, под которыми следует понимать комплекс государственных и негосударственных мероприятий, определенных уголовно-исполнительным законодательством, другими нормативно-правовыми актами в сфере исполнения и отбывания наказаний, путем коррекционного воздействия на сознание лиц, осужденных за совершение преступлений, для достижения основной цели наказания - казни.

Основными средствами исправления и ресоциализации осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно полезный труд, социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное влияние. Кратко охарактеризуем каждый из этих средств.

Режим в исправительных и воспитательных колониях - это установленный законом и другими нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий: изоляцию осужденных;постоянный надзор за ними; выполнения возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных;различные условия содержания осужденных в зависимости от вида колонии; изменение условий содержания осужденных.

Режим в колониях должен сводить к минимуму разницу между условиями жизни в колонии и на свободе, что способствует повышению ответственности осужденных за свое поведение и осознанию человеческого достоинства.

К средствам обеспечения режима Уголовно-исполнительный кодекс Украины относит технические средства надзора и контроля, администрация колонии имеет право использовать (аудиовизуальные, электронные и иные технические средства для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного законодательством порядка отбывания наказания, получения необходимой информации о поведении осужденных).

Администрация колонии обязана сообщить осужденных о применении технических средств надзора и контроля.

Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования определяются нормативно-правовыми актами центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

Режим особых условий в колониях предусмотрен в случаях стихийного бедствия, эпидемий, аварий важных для жизнеобеспечения систем, массовых беспорядков, проявлений групповой неповиновения осужденных или в случае возникновения реальной угрозы вооруженного нападения на колонию, или в связи с введением чрезвычайного или военного положения в районе расположение колонии усиливается охрана, надзор за осужденными, осуществляются другие дополнительные режимные мероприятия.

Работа осужденных к лишению свободы. Осужденные к лишению свободы должны работать в местах и на работах, определяемых администрацией колонии. Осужденные привлекаются к общественно полезному труду с учетом имеющихся производственных мощностей, учитывая при этом пол, возраст, работоспособность, состояние здоровья и специальность. Осужденные привлекаются к труду, как правило, на предприятиях, в мастерских колоний, а также на государственных или других форм собственности предприятиях при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции.

Социально-воспитательная работа с осужденными организуется в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических принципов и методов. В органах и учреждениях исполнения наказаний проводится нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое воспитание осужденных, а также другие его виды, способствующие становлению их на жизненную позицию, которая отвечает правовым нормам и требованиям общественно полезной деятельности.

Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных к лишению свободы обеспечивается в соответствии с законами Украины "Об образовании" и "Об общем среднем образовании" с целью доступности и бесплатности получения полного общего среднего образования.

Осужденным готовы повышать свой общеобразовательный уровень, независимо от возраста создаются условия для самообразования, предоставляется возможность обучения в общеобразовательных учебных заведениях колоний, создаются местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с потребностью в них и при наличии необходимой материально-технической и научно методические базы, педагогических кадров в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

В воспитательных колониях образуются средние общеобразовательные школы трех степеней. Осужденные, которые учатся в них, учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями обеспечиваются бесплатно.

Для осужденных, не имеющих рабочей профессии, по которой они могут быть трудоустроены в данной колонии, обязательной является подготовка на курсах профессионального обучения рабочих на производстве.

Общественный контроль как средство исправления и ресоциализации осужденных. Общественный контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также воспитательная работа с ними организуются наблюдательными комиссиями и осуществляются общественными организациями и трудовыми коллективами по месту работы или учебы и по месту жительства этих лиц.

Наблюдательные комиссии, службы по делам несовершеннолетних, центры социальных служб для молодежи, а также общественные организации и трудовые коллективы могут выделять своих представителей и поручать им с их согласия систематическое проведение воспитательной работы и осуществление контроля за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания.

В соответствии с частью 4 статьи 6 коммент средства исправления и ресоциализации осужденных применяются с учетом вида наказания, личности осужденного, характера, степени общественной опасности и мотивов совершенного преступления и поведения осужденного во время отбывания наказания.

Работа осужденных к лишению свободы и ее социальные аспекты. ст. 123

Статья 123 . Социально-воспитательная работа с осужденными к лишению свободы

1. Социально-воспитательная работа - целенаправленная деятельность персонала органов и учреждений исполнения наказаний и других социальных институтов для достижения цели исправления и ресоциализации осужденных.

Социально-воспитательная работа направлена на формирование и закрепление у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдение требований законов и других принятых в обществе правил поведения, повышения их общеобразовательного и культурного уровней.

2. Участие осужденных в воспитательных мероприятиях, которые проводятся в колониях, учитывается при определении степени их исправления, а также при применении мер поощрения и взыскания.

3. Распорядком дня колоний могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых для осужденных обязательно.

4. Стимулирование правопослушного поведения осужденных осуществляется при помощи программ дифференцированного воспитательного воздействия с учетом их поведения, психического состояния и степени социальной запущенности.

5. Программы дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных должны учитывать возможности воспитательной функции режима отбывания наказания, общеобразовательного и профессионально-технического обучения, мер поощрения и взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы, самодеятельных организаций осужденных, общественных, благотворительных и религиозных организаций, а также привлечения осужденных к самовоспитанию.

Положительный опыт работы субъектов Федерации по ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, как меры профилактики рецидивной преступности

Приведем анализ положительного опыта работы субъектов РФ по ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, как меры профилактики рецидивной преступности .

В 2014 году в 71 субъекте РФ действовали 104 региональные и 175 муниципальных программ профилактики преступлений и правонарушений, предусматривающих мероприятия по линии деятельности учреждений, исполняющих наказания, в части регулирования вопросов социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их трудоустройства, квотирования рабочих мест, обеспечения жильем, оказания им медицинской или иной помощи.

Общий объем финансирования программных мероприятий, касающихся деятельности УИС, в 2014 году составил 55 млн. руб. (при плановом 75 млн. руб.). На улучшение материально-технической базы исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций (далее: УИИ) было выделено 37,9 млн. руб., на оказание помощи осужденным- 16,7 млн. руб.

Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 № 1093-3 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы» в 599 организациях Республики Саха (Якутия) в 2014 году была установлена квота для 550 лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден порядок компенсации работодателю части затрат по оплате труда лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Государственной программой содействия занятости населения на 2014-2020 годы , утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, ежегодно, начиная с 2014 года, на указанные цели предусмотрено выделение средств в размере 4,7 млн. руб. В 2015 году в рамках реализации указанного постановления трудоустроен 61 чел., освобожденный из мест лишения свободы.

Департаментом занятости населения Тверской области ежегодно заключается договор о квотировании рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с руководством градообразующих предприятий области. В первом полугодии 2015 года было квотировано 114 рабочих мест, на которые трудоустроены 90 чел.

В 2014 году в области 233 осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, приняли участие в ярмарках вакансий, организованных районными центрами занятости населения, 357 осужденным оказана помощь в трудоустройстве. Для осужденных, состоящих на учете У ИИ г. Твери, организуются ежемесячные выезды мобильных центров занятости.

В Саратовской области действует Положение о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение работодателям затрат, связанных с реализацией мероприятий по содействию в трудоустройстве граждан, освободившихся из мест лишения свободы , утвержденное постановлением Правительства Саратовской области.

Кроме того, в области реализуется социальная программа «От здравого толка к здравой жизни» на 2015-2016 гг., победившая в конкурсном отборе социальных инновационных социальных проектов, объявленном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Задачи проекта - обеспечить взаимодействие государственных, муниципальных и общественных организаций, работающих с подростками, совершившими правонарушения, заинтересовать подростков новыми формами проведения полезного досуга, мотивировать подростков на ведение здорового образа жизни и т.д.

Постановлением Правительства Красноярского края утверждена Государственная региональная программа «Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности» .

В рамках данной программы Министерству труда и социального развития Красноярского края выделено 10591,6 тыс. руб. на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия занятости и социальной адаптации лицам, отбывающим и (или) отбывшим уголовные наказания, в том числе на семинары-тренинги для социальных работников и психологов исправительных учреждений, а также уголовно-исполнительных инспекций, разработку и тиражирование методических пособий, буклетов, справочных и информационных материалов для лиц, подлежащих освобождению из исправительных учреждений, по вопросам содействия в трудовом устройстве и адаптации к жизни после освобождения от отбывания наказания.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.09.2014 № 697-пп утверждена государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Оренбургской области на 2014-2020 годы» . В рамках ее подпрограммы «Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы», Комитету по молодежной политике Правительства области выделены денежные средства в размере 5300,0 тыс. руб. на оплату обучения рабочим специальностям для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также организацию профильных лагерей для подростков, склонных к совершению правонарушений.

На территории Ростовской области действовали и действуют в настоящее время 11 целевых программ, направленных на оказание социальной поддержки осужденным, в том числе к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, - «Профилактика правонарушений в Ростовской области», «Молодежь Константиновского района на 2011-2015 годы», предусматривающие выделение денежных средств в объеме 4451,3 тыс. руб., «Профилактика правонарушений в Константи-новском районе в 2013-2015 годах» с общим финансированием в размере 2124,8 тыс. руб.

Кроме того, в области заключено 129 соглашений (договоров) о сотрудничестве, в том числе 69 соглашений с центрами трудовой занятости населения для предоставления рабочих мест осужденным, не имеющим официального места работы; 39 соглашений с учреждениями социальной помощи семье и детям для организации социальнопсихологического сопровождения несовершеннолетних и членов их семей; 6 соглашений с учреждениями и организациями, занимающимися оказанием помощи лицам, страдающим наркотической и алкогольной зависимостью; 3 соглашения с противотуберкулезными диспансерами для выявления больных туберкулезом и оказания им медицинской помощи при установлении факта заболевания; 12 соглашений с центрами социально-психологического сопровождения несовершеннолетних.

С целью оказания помощи в предоставлении рабочих мест осужденным, освобождающимся из мест лишения свободы, на основании 18 соглашений, заключенных между исправительными учреждениями и центрами занятости населения, а также 52 соглашений с филиалами УИИ, в течение 2015 года оказана помощь в трудоустройстве 1520 осужденным, в том числе 1144 освободившимся из мест лишения свободы, и 376 осужденным, состоящим на учете УИИ, не имеющим официального места работы.

В 2013 году УФСИН России по Республике Мордовия заключено соглашение о сотрудничестве с Государственным комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения и региональным объединением работодателей «Союз работодателей Мордовии». В филиалах УИИ в дни регистрации работают мобильные центры занятости населения, которые осуществляют профессиональное информирование, профориентацию, консультирование, психологическую поддержку, оказание юридической помощи по вопросам законодательства о труде и занятости.

Государственная программа «Юстиция и профилактика правонарушений на 2014-2018 гг.» с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.02.2014 № 42, предусматривает мероприятия по созданию банка вакантных рабочих мест для временного трудоустройства подростков, в том числе состоящих на учетах в У ИИ. Срок исполнения - 2017-2018 годы с выделением денежных средств из республиканского бюджета в сумме 200,0 тыс. руб.

Уголовно-исполнительными инспекциями УФСИН России по Республике Мордовия для участия в конкурсном отборе инновационных социальных проектов, объявленном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработан проект Программы «Рука помощи», на реализацию мероприятий которой предусмотрено выделение финансовых средств в сумме 1500,0 тыс. руб.

Всего в 2014 году в ходе реализации программных мероприятий помощь оказана 37425 осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества (4 % от числа прошедших по учету), материальную помощь получил 751 человек.

В целях профилактики повторной преступности среди несовершеннолетних осужденных уголовно-исполнительные инспекции взаимодействуют с органами и учреждениями системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних, определенными Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .

В Магаданской области действует государственная программа, утвержденная постановлением Администрации Магаданской области от 20 ноября 2013 г. № 1444-па «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Обеспечение безопасности, профилактика правонарушений, коррупции и противодействие незаконному обороту наркотических средств в Магаданской области на 2014-2018 годы» , одной из приоритетных задач которой является профилактика подростковой и рецидивной преступности, совершенствование системы профилактики детской наркомании. Также Комплексной региональной программой «Духовное нравственное развитие и просвещение населения Тамбовской области на 2012-2015 годы» предусмотрена психокоррекционная работа.

В Республике Алтай действует проект «Поверь в себя!» (заключен договор от 29.04.2014 № 01-03-69 п-2013.7/76 между ФКУ УИИ Республики Алтай и председателем Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), в котором задействованы органы и учреждения системы профилактики. В рамках реализации проекта запланированы мероприятия по реализации реабилитационных психокоррекционных программ, организации досуга несовершеннолетних, получении ими специальности, оздоровлению в учреждениях спортивно-оздоровительного плана, участию в культурно-массовых мероприятиях.

Из числа несовершеннолетних осужденных, состоявших на учете уголовно-исполнительных инспекций, социальную или иную помощь в 2014 году получили 13451 человек, или 62 %. Содействие в трудоустройстве оказано 502 осужденным, в оформлении документов - 340, в приобретении профессии - 227, в организации досуга (участие в конкурсах, спортивных мероприятиях, экскурсиях) - 2374, в организации летнего отдыха - 403. Психологическая помощь оказана 13199 несовершеннолетним осужденным.

Большую роль в решении социальных и бытовых вопросов лиц, освобождающихся от отбывания наказания, оказывают центры социальной адаптации и дома ночного пребывания.

На основании положений Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , областного закона от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области», а также постановления Правительства Ростовской области от 27.11.2014 № 785 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг», исправительными учреждениями организована работа с 6 комплексными социальными центрами по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, расположенными в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Шахтах, Волгодонске, Сальске, Каменск-Шахтинске.

За отчетный период 2015 года в вышеуказанные центры за социальной помощью из исправительных учреждений Ростовской области обратились 49 осужденных.

В рамках реализации целевой программы Республики Калмыкия «Социальная реабилитация лиц, освобожденных из мест лишения свободы, оказавшихся без определенного места жительства и занятий» на территории республики функционирует государственное учреждение «Республиканский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» с отделением социальной реабилитации на 10 мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы и не имеющих места жительства, где совместно с республиканским комитетом занятости населения проводится работа по их трудоустройству.

Правительством Тверской области принят Административный регламент «О реализации мер социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы», в рамках которого на базе государственного бюджетного учреждения «Дом милосердия» открыто отделение социальной реабилитации для лиц, освободившихся от отбывания наказания. В первом полугодии 2015 года 11 гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, предоставлено временное проживание в указанном учреждении.

В рамках принятого Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан закона от 03.02.2009 № 92-з организована работа домов ночного пребывания для освободившихся осужденных, не имеющих постоянного места жительства, с обеспечением их питанием, оказанием им медицинской, психологической и юридической помощи. В период с 2010 по 2014 годы соответствующая помощь оказана 253 человекам.