Заем у не кредитной организации. Заем у не кредитной организации фз тендерный кредит: какие бывают

26.12.2023 Делопроизводство

О кредитовании сегодня слышал практически любой россиянин. Существует огромное количество кредитов, будь то ипотека, кредиты на автомобиль и так далее. Одной из разновидностей является тендерный кредит. В настоящее время для обеспечения заявок на участие в конкурсах или аукционах предприниматели пользуются услугой под названием, тендерный кредит по 223 ФЗ. Данная услуга представляет собой выдачу определенной суммы денежных средств с целью участия в конкурсе или аукционе.

223 фз тендерный кредит: особенности

Данный кредит выдается на основе федерального закона № 223, в отличие от ФЗ № 44 в данном случае заказчику остается больше свободы. Обеспечение заявки необходимо для того, чтобы заказчик на самом первом этапе исключил тех участников, которые не хотят выигрывать контракт. Часто бывает так, что недобросовестные участники срывают торги, они устанавливают минимальные цены за контракт, а после этого отказываются его выполнять. Именно поэтому было введено понятие обеспечения заявки на участие в конкурсе. При неудачном конкурсе обеспечение заявки возвращается на счет участника в течение пяти дней.

Такая заявка может обеспечиться благодаря тендерному кредиту, который выдается банком.

223 фз тендерный кредит: разновидности

Существует два типа тендерных кредитов:

  • Единовременный. При таком кредите сумма выдается заявителю один раз на участие в определенном конкурсе. Срок кредитования составляет девяносто дней, это как раз то время, за которое проходит конкурс и осуществляется объявление результатов;
  • Также существует кредитная линия. Данный способ представляет собой выдачу денежных средств в течение года. Тогда участник может участвовать в неограниченном количестве конкурсов в течение года.

Условия кредитования

  • Срок рассмотрения заявления составляет примерно 7 рабочих дней, все зависит от банка, возможно и меньше;
  • Процентная ставка составляет примерно 1,2 % в месяц от суммы кредита;
  • Максимальный срок кредитования равен одному году;
  • Иногда требуется поручительство или обеспечение.

Таким образом, тендерный кредит – это очень удобная процедура, которая необходима для развития предпринимателей.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно в положении о закупке. В положении о закупке может быть предусмотрено проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами. В том числе заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при этом должен быть установлен порядок закупки указанным способом.

Таким образом, Закон N 223-ФЗ распространяется на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, в том числе при закупке займов и кредитов.

При этом заказчик вправе в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ принять положение о закупке, в котором может отразить, что данный вид финансовых операций является закупкой у единственного поставщика.

Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика, на основании четких и понятных критериев определенных случаев отнесения к таким закупкам, а также обоснованности определения таких случаев, установленной в положении о закупке, будет способствовать обеспечению соблюдения принципов Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон N 135-ФЗ).

Отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 135-ФЗ государственные и муниципальные заказчики заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

О закупке займов и кредитов у единственного поставщика

Использование заемных средств, предоставление денег во временное пользование сторонним организациям — нормальная практика для организации любой формы собственности. Если в уставном капитале организации присутствует доля государства и она превышает 50 %, законодательство предписывает заключение кредитного договора по 223-ФЗ, т. е. на конкурсной основе. Прямо не запрещено брать кредиты, выдавать займы и бюджетным организациям. Кроме использования закона о закупках, они обязаны учитывать объем доходов, которые получат от ПДД (приносящей доход деятельности).

Оплачивать банковские кредиты за счет бюджетной сметы закон не позволяет.

Кредит и 223-ФЗ

Кредитная организация предоставляет заемщику денежные средства и получает назад сумму кредита и проценты по нему. Это не купля-продажа, не подряд и не услуга. Но договорные отношения с банками по поводу заемных средств мы не найдем и в исключениях сферы действия закона о закупках.

В Письме Минэкономразвития № Д28и-773 от 30.03.2016 указано, что если о желании привлечь займ и кредит заявляет юрлицо, то действие 223-ФЗ на такие договоры не распространяется. В ситуации же, когда заказчик при привлечении займов и кредитов не является кредитором, при осуществлении таких операций нужно следовать нормам 223-ФЗ.

Давайте выясним, почему. Практика показывает, что понятие «банковская услуга» широко применяется в законодательстве РФ. Используется оно в законе «О банках и банковской деятельности». Здесь предоставление кредита прямо отнесено к разновидности банковских услуг. В антимонопольном законодательстве эти услуги перечислены среди финансовых, связанных с размещением денежных средств. Клиент оплачивает услуги банка в виде процентов.

Именно поэтому заключение кредитного договора у вышеперечисленных организаций проходит по итогам закупочных процедур. С точки зрения ГК, документ подтверждает факт получения финансовой услуги и обязательства клиента по их оплате. Подготовка и заключение договора в соответствии с положениями 223-ФЗ никак на его природе не отражается. Поэтому для начала рассмотрим, что важно указать в информационном сообщении о закупке с особенностями закупки кредитного договора, а затем рассмотрим важные нюансы в составлении договора.

Что считаем важным в документации

Получение банковского кредита в закупках по 223-ФЗ имеет ряд особенностей. Поэтому разработка информационного сообщения и документации требует особого внимание. В извещении о закупке в числе различных сведений, предусмотренных законодательством (ч. 8, 9 ст. 4 закона № 223-ФЗ), нужно прописать требуемый объем кредита (это будет соответствовать позиции «предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг») и максимальный размер платы за пользование кредитом (размер процентов), в том числе в абсолютном значении (это будет соответствовать позиции «сведения о НМЦД»). Рассмотрим, как это можно сделать с учетом того, что «приобретается» банковский кредит.

Позиция документации Содержание

Требования к оказываемой услуге для заказчика

Размер необходимого кредита, валюта кредита.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке

В качестве приложения к предложению запросите шаблон кредитного договора и копию лицензии банка на осуществление банковской деятельности.

Требования к описанию оказываемой услуги

Указание на то, что в предложении о предоставлении кредита должна содержаться следующая информация:

  • размер предлагаемого кредита;
  • размер платы за предоставление займа (проценты), в том числе в абсолютном выражении;
  • график платежей с указанием сумм.

Сроки (периоды) оказания услуги

Желаемый срок пользования кредитом.

Сведения о начальной (максимальной) цене договора

Максимальный размер платы за предоставление займа (процентов), в том числе в абсолютном значении.

Форма, сроки и порядок оплаты услуги

Желаемый график платежей.

Порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)

Указание на то, что размер платы за предоставление кредита должен включать в себя все платежи, взимаемые банком за его предоставление.

Требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям

Наличие лицензии на ведение банковской деятельности.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

Размер платы за предоставление кредита, наличие возможности досрочного погашения.

Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре

Указание на то, что при оценке предложений больший вес будет иметь размер платы за предоставление займа.

Что считаем важным в договоре

Контролирующие органы в сфере закупок считают, что любые условия, которые включены сторонами в контракт, можно считать существенными. Контракты возмездного оказания услуг должны содержать предмет договора. Обязателен раздел о перечне видов услуг и совершаемых действиях (юридических и фактических).

К важным и существенным условиям кредитного контракта следует отнести следующие: стороны договора, сумму займа и его цель, срок кредитования, способ обеспечения, размер платы за пользование заемными средствами, условия выдачи и погашения займа.

НМЦД при анализе рынка кредитных услуг

При проведении закупочной процедуры на получение банковского займа в извещении обязательно указывается . В соответствии с законом, заказчик обязан учесть все факторы, существенные при определении цены услуги (в нашем случае — процента за пользование заемными средствами). Это сроки кредитования, риски невозврата или повышения процентной ставки, иные платежи, связанные с исполнением кредитного договора. Порядок формирования цены контракта выбирается заказчиком самостоятельно.

  • определить среднее значение ставок по кредиту, предлагаемых несколькими банками;
  • перевести среднее значение ставок в рубли.

В Письме № Д28и-2258 от 30.07.2015 Минэкономразвития приводит пример расчета для случая, когда заказчику нужен кредит в размере 1 млн руб.:

  1. Получаем ставки по кредитам от трех банков, например 16 %, 12 % и 13 % годовых. Значит, среднее значение — 13,6 %.
  2. Переводим среднее значение в рубли. Получается, что если заказчику нужен займ в 1 млн руб., то НМЦД составит 136 000 руб.

Как закон о закупках влияет на заключение и исполнение кредитного договора

Подготовка, подписание, исполнение и внесение изменений в кредитный договор, заключенный на основании 223-ФЗ, осуществляется в соответствии с нормами законодательства. Если положение о закупках не содержит прямого указания на запрет изменения условий контракта, корректировке можно подвергнуть все существенные условия контракта. Чтобы изменения имели юридическую силу, сторонам необходимо:

  • прийти к единому мнению;
  • подготовить дополнительное соглашение к контракту.

Все разногласия сторон разрешаются только в судебном порядке.

Кредитный договор по 223-ФЗ 2019 года незначительно изменился, по сравнению с предыдущими периодами.

Ключевое изменение: с нового года, в соответствии , сведения о закупке услуг по получению займов не размещают в ЕИС.

Кратко опишем, что нужно проверить и сделать, если вам поручили подготовить документы для получения кредита в соответствии с законом о закупках:

  • в организации утверждено и опубликовано в ЕИС в соответствии с требованиями законодательства;
  • документ должен содержать порядок оформления этапов и иных процедур (например, заключить договор с единственным поставщиком будет возможно, если эта процедура прописана в положении заказчика);
  • действующее положение соответствует типовым положениям о закупках учредителя или собственника вашей организации. В нем нет прямого запрета на использование заемных средств.

В Письме № Д28и-3268 от 29.10.2015 Минэкономразвития указало, что заказчик вправе утвердить положение о закупке, в котором пропишет, что этот вид финансовых операций является закупкой у единственного поставщика. Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика на основании четких и понятных критериев определенных случаев отнесения к таким процедурам, а также обоснованности определения таких случаев, которая зафиксирована в положении о закупке, будет полностью соответствовать нормам Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 о защите конкуренции.

Необходимые изменения в положение о закупках можно внести в любое время. Главное — их вовремя опубликовать. Сделать это нужно в течение 15 дней после утверждения. Если ваша организация планирует пользоваться заемными средствами регулярно, не нужно процедуру получения средств прописывать очень детально. Это позволит быстрее адаптироваться к меняющейся экономической ситуации.

Как отчитаться о закупке кредита

Минэкономразвития в Письме № Д28и-773 от 30.03.2016 указывает, что по ч. 19 ст. 4 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, публикует в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок товаров, работ, услуг. В статье 4.1 223-ФЗ установлено, что заказчики ведут реестр договоров в обязательном порядке. Таким образом, Минэкономразвития предписывает заказчикам размещать в ЕИС контракты о предоставлении займов и всю информацию и документы, которые подтверждают выполнение взаимных обязательств. Следовательно, и отчитаться по таким контрактам нужно в установленные сроки.