Система начального профессионального образования в РФ
2 октября 2010 года

Второе октября 1940 года - считается "днем рождения" системы начального профессионального образования в России.

Ниже приводится справка.

Официальная история современных профессиональных училищ и лицеев началась с 1940 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года "О государственных трудовых резервах Союза ССР" была учреждена единая централизованная система подготовки квалифицированной рабочей силы в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично?заводского обучения, а также распределения подготовленных кадров.

За годы советской власти в стране развилась достаточно стройная система начального профессионального образования, в которую входили профессионально?технические училища и начальные специальные учебные заведения. Система начальной профессиональной подготовки, помимо теоретического изучения материала, включала в себя и учебную и производственную практику на базах промышленных предприятий соответствующего профиля.

Современное российское профессиональное образование переживает кризис, который стал закономерным результатом недавнего состояния российского рынка труда 1990?х годов. Тогда массовая безработица и дефицит рабочих мест привел к тому, что на работу, даже не требовавшей квалификации, работодатели принимали только лиц с высшим образованием. Начальное и среднее профессиональное образование практически не котировались.

Это подтверждается данными Росстата, согласно которым общая численность учреждений начального профессионального образования сократилась с 4328 в 1990 году до 2860 в 2008 году. Уменьшилась и пропорциональная численность учащихся учреждений НПО к численности населения: в 1990 году на 10 тысяч человек населения приходилось 126 учащихся НПО, в 2008 г. - 79.

Начавшийся в последние годы экономический подъем показал, что экономике не хватает специалистов технического профиля. Выход из тупиковой ситуации в сфере начального и профессионального и среднего профессионального образования на уровне практики пытались найти представители наиболее заинтересованной стороны - работодатели. Представители бизнеса пытались разрабатывать специальные программы взаимодействия с учреждениями профессионального образования. Было найдено много форм такого сотрудничества. Бизнес участвовал в организации преддипломной и межсессионной практики учащихся, выделял определенные средства на переоснащение учебных заведений оборудованием, с которым будущий работник столкнется на производстве. Значительное распространение получила практика проведения целевой подготовки студентов, заключения договоров с учебными заведениями и студентами. Во многих коммерческих компаниях были созданы департаменты или отделы обучения, целью которых являлась подготовка вновь принятых и повышение квалификации прежних сотрудников.

Значимым для системы начального профессионального и среднего профессионального образования стал Национальный проект "Образование". В его рамках учреждениям НПО и СПО в 2007?2009 годах по результатам конкурса проектов развития были выделены федеральные гранты по 20?30 миллионов рублей.

Всего гранты, по данным на 2009 год, получили 250 учреждений начального и среднего профессионального образования.

В августе 2010 года на заседании Госсовета президент РФ Дмитрий Медведев призвал к радикальному изменению профессионального образования, поскольку только таким образом возможна модернизация страны.

Президент поддержал идею реализации мероприятий, которые должны поспособствовать повышению престижа рабочих специальностей, отметив, что для этого можно использовать социальную рекламу, а, может быть, и снять тематический фильм.

В 2009/2010 учебном году число учреждений среднего профессионального образования составило 2866, в них обучалось 2,1 миллиона студентов.

В 2010/2011 учебном году на первый курс в техникумы и колледжи за счет бюджета поступили 290,4 тысячи человек.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.