Интерпретация и операционализация ключевых понятий. Влияние повышения размера страхового возмещения по вкладам физических лиц на рост депозитной базы банковской системы россии Факторная операционализация пример

26.02.2024 Экономика

процедура установления связи концептуальной схемы с ее методическим инструментарием, заключающаяся в поиске средств фиксации в наблюдении референтов (денотатов) концептуальной схемы и обосновании их валидности. В процессе О. фиксируются доступные наблюдению и измерению признаки (характеристики) объектов - индикаторы, которые также подлежат обоснованию в качестве таковых. О. противоположна по направленности концептуализации: если последняя задает вектор движения "вверх" в уровнях организации знания и суть движение в сторону абстрактного, то О. есть движение "вниз" - в сторону конкретизации. Работа в режиме О. обеспечивает онтологическое подтверждение концептуальной схемы. О. трактуется как эмпирическая интерпретация понятий, т.е. экспликация их содержаний. "Обратное" движение от уровня "наблюдаемости" к концептам обозначается как первичное концептуальное объяснение.

О. - сложно организованная процедура, включающая в себя минимум четыре уровня разнокачественной работы. Это уровень перевода концептов в операциональные определения и показатели, т.е. в конечном итоге указания эмпирических значений теоретических смыслов (логическая процедура); уровень измерений по сконструированным определениям и показателям (предполагает выход в эмпирическую процедуру); "вычисление" (статистическая процедура), допускающее возможность построения математической модели, состоящей из переменных; уровень вывода ненаблюдаемого (концептуального) из наблюдаемого (упорядоченные данные, прошедшие, если это предусмотрено, статистическую обработку: интерпретационная процедура, первичное концептуальное объяснение). Согласование процедур, взаимопроникающих друг в друга (операциональные определения и измерения, "вычисление" и интерпретация), между собой осуществляется в интерпретационной схеме, которая, в свою очередь, подлежит обоснованию и согласованию с концептуальной схемой. Таким образом, интерпретационная схема может быть понята как "схема распознавания" смыслов предметностей, как комплекс средств для выявления существенных черт исследуемой действительности. Она предполагает наличие верификационной модели и неформализованных (неформализуемых) представлений, извлеченных как из концептуальной схемы, так и из знаний и опыта исследователя.

О. - это работа по переводу концептов в иерархию конструктов, вплоть до "деления шкалы" измерительного инструмента, и обеспечение обратного перевода. В социологии О. понимают в этом отношении как работу по переводу понятий в систему показателей. В любом случае она сопровождается сменой языков и заменой используемых терминов, содержит в себе содержательный и формальный аспекты.

Факторная операционализация.

Отношение к совмещению преподавательской деятельности в нескольких учебных заведениях: с удовольствием и профессиональным интересом; вынужденные неудобства в связи со сложившимся обстоятельствам.

Профессиональный интерес: чтение прикладных курсов и работа на выпускающих кафедрах; соображения престижности; желание приобрести опыт и поднять свой рейтинг.

Обстоятельства: низкая заработная плата; слабая материально-техническая база ВУЗа; потребность в ведении научно-исследовательской работы.

Престиж преподавательской деятельности: высокий, средний, приемлемый, низкий, очень низкий,.

Уровень ежемесячного дохода, который позволил бы удовлетворять насущные потребности: более 40000 руб; от 25000 до 40000; от 15000 до 25000; менее 15000.

Напряженность преподавательского труда: очень высокая; высокая; средняя; низкая; очень низкая.

Обратимся к интерпретированному понятию "заработная плата" и проведем вычленение в нем основных структурных элементов. Их два:

1. Денежное вознаграждение;

Это первый уровень структурной операционализации . Чтобы получить полную структуру ключевого понятия надо расписать второй уровень.

Согласно Современному Экономическому Словарю денежное вознаграждение - это денежная оплата труда работников в виде заработной платы и премиальных выплат, зависящая от количества и качества труда.

В элементе первого уровня «денежное вознаграждение» можно выделить несколько его составляющих:

1. Величина заработной платы;

2. Премиальный выплаты;

3. Количество часов труда.

В рамках этого исследования рассмотрим величину заработной платы в зависимости от ее формы (форм зарплаты труда гораздо больше, но в контексте преподавательской деятельности имеет смысл рассматривать только эти три):

1. Должностной оклад;

2. Тарифная сетка (ставка);

3. Установленная контрактом.

Должностной оклад - месячная заработная плата, тариф оплаты труда, предусмотренный для лиц, занимающих данную должность.

Единая тарифная сетка - система дифференциации оплаты труда в зависимости от квалификации работника и характера выполняемых работ; обязательна для всех организаций РФ, находящихся на бюджетном финансировании.

Трудовой контракт - договор, заключаемый между нанимателем и наемным работником в письменной форме на определенный срок или на время выполнения конкретной работы (подряд). Права, обязанности и ответственность сторон, условия оплаты и организация труда устанавливаются самостоятельно сторонами соглашения. В контракте могут быть предусмотрены разнообразные льготы для создания дополнительных стимулов к труду. При истечении срока действия контракта он автоматически продлевается на неопределенный срок, если ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений.

Теперь можно перейти к заключительной стадии логического анализа ключевого понятия - к факторной операционализации.

Величина заработной платы согласно законодательству имеет четко установленный минимум (МРОТ=2300 руб) и практически не имеет предела роста. От себя замечу, что не в случае преподавателя государственного ВУЗа, где существуют пределы заработной платы и относительно низкие.

Премиальные выплаты представляют собой доплаты и надбавки стимулирующего характера. Их существует очень много.

Определяющий фактор, лежащий в основе одной из групп отражает возраст преподавателя и сферы деятельности после получение высшего педагогического образования. Доплаты молодым специалистам в целях укрепления кадрового состава педагогических работников: в течение первых 3 лет работы; имеющим диплом с отличием, в течение первых 3 лет работы.

Количество часов аудиторной, учебно-методической и научной работы напрямую зависит от ученой степени, ученого звания преподавателя, занимаемой должности, наличия работы по совместительству.

Ученая степень: кандидат наук и доктор наук.

Ученое звание: доцент и профессор.

Должность: декан факультета, заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент.

Согласно Соверменному Экономическому Словарю труд - осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы; один из четырех основных факторов производства.

В целях этого исследования понятие «труд преподавателя» будет максимально сужено. Первый уровень структурной операционализации состоит из:

1. тарифный разряд;

3. круг исполняемых обязанностей;

4. качество труда.

Второй уровень операционализации по первым трем элементам данного понятия выявлять нецелесообразно, так как имеет смысл сразу перейти к факторной операционализации.

Существует так называемая единая тарифная сетка - ЕТС, которая делится на 18 разрядов в зависимости от квалификации и стажа работника. Каждому разряду соответствует свой коэффициент. Он умножается на ставку первого разряда, которую утверждает Правительство РФ.

Два оставшихся элемента - категория получателя и круг исполняемых обязанностей аналогичен факторной операционализции по элементу «количества труда», в данном случае на ряду с определением количества рабочих часов, размера доплат, надбавок, коэффициентов, позволяет определить сферу приложения усилий. Больше это преподавательская нагрузка или научная работа.

Нельзя выделить факторы, напрямую влияющие на качество труда преподавателя, можно провести только косвенные аналогии.

Уровень обеспеченности: ниже прожиточного минимума; прожиточный минимум; среднеобеспеченные; высокообеспеченные.

Причины работы преподавателем: личная заинтересованность; педагогическое образование; нет возможности найти другую работу.

Задачи и цели исследования. Гипотеза

Задачи:

1. Раскрыть зависимость качества образования от наличия работы по совместительству у профессорско-преподавательского состава: позитивные и негативные аспекты.

2. Определить приемлемый уровень заработной платы преподавателя для того, чтобы существование института совместительства не оказывало негативного влияния на качество образования.

3. Установить, причисляются ли преподаватели к «работающим бедным» и какое это значение имеет при решении преподавателей работать на нескольких местах работы.

4. Проанализировать структурные изменения профессорско-преподавательского состава в отношении наличия работы по совместительству.

5. Изучить степень заинтересованности преподавателя в своей работе и определить факторы, оказывающие влияние на заинтересованность преподавателя в своей работе.

Цель : определение влияние наличия работы по совместительству у преподавателя, его материального положения и социального статуса на качество образования в ВУЗах.

Гипотезы:

1. Существует прямая зависимость между качеством образования, получаемым студентом, на занятиях с преподавателем, имеющим работу по совместительству, и нет. Если преподаватель вынужден работать по совместительству, то он по объективным причинам будет пренебрегать основной работой. К тому же у него будет накапливаться хроническая усталость, нет возможности осуществлять научную работу. Неудовлетворенный своим статусом, размером заработной платой и условиями труда работник по определению не может выполнять свою работу качественно.

Если преподаватель работает по совместительству в связи с профессиональным интересом, то в данном случае преобладают положительные аспекты, в некоторых местах присущие и вынужденной работе по совместительству по специализации. В первую очередь это накопление практического опыта, то есть повышение профессионализма преподавателя, соответствия преподаваемого материала действительности, его актуальность и значимость при практическом применение.

2. Уровень оплаты труда преподавателей должен соответствовать уровню зарплат высокооплачиваемых профессий. В таком случае для преподавателя будет престижно хорошо выполнять свою работу, качество образования встанет на первом место в интересах работника. Работа по совместительству, отнимающая силы и время и не дающая результата для основного места работы, потеряет свою актуальность. Конечно, останется проблема оснащенность ВУЗа материально-технической базы, но все же это менее острый вопрос, чем материальное благополучие.

3. На сегодняшний день особенно в отдаленных регионах преподаватели относятся к категории «работающих бедных». Не только из-за низкого среднемесячного заработка, но и из-за того, что они сами склонны себя причислять к этой категории. В некоторых случаях существование проблем с удовлетворением первичных потребностей побуждает преподавателя искать дополнительные приработки, переходя на меньшую долю ставки, освобождая время для дополнительной деятельности (в данном случае чаще всего не связанной с основной специальностью).

4. Общая численность профессорско-преподавательского состава увеличивается, но это происходит за счет увеличения числа преподавателей, работающих на пол, одну четвертую ставки, количество же работников на полную ставку увеличивается незначительно. Число совместителей в российских ВУЗах достигает 48% от общего числа преподавателей.

5. Заинтересованность преподавателя в своей работе определяется удовлетворенностью заработной платой, перспективами карьерного роста, материально-технической базой ВУЗа, то есть возможностью вести научно-исследовательские работы, соображениями престижности. Престижность преподавательской работы на данных момент средняя, для многих даже - низкая.

На 2006/2007гг. численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях, тыс. человек www.gks.ru:

Места опроса : научно-практические конференции в Москве, ВУЗы Москвы.

Количество опрашиваемых : 1500 преподавателей из государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Распределение по возрасту : 20-30 лет - 19,5%; 31-40 лет - 22%; 41-50лет - 14,5%; 51-60 лет - 34%; старше 60 лет - 10%.

Распределение по стажу преподавательской работы : менее 5 лет стажа - 15,5%; от 5 до 10 лет стажа - 31%; от 11 до 15 лет - 14,5%; от 15 до 20 лет - 5%; от 20 до 30 лет - 19%; более 30 лет стажа - 15%.

Распределение по наличию ученой степени : доктора наук - 5%; кандидаты наук - 41%, нет ученой степени - 54%, из них аспиранты и соискатели - 17%.

Распределение по месту работы : государственные образовательные учреждения - 51,2%; негосударственные ВУЗы - 44%; не из образовательных структур, но ведут преподавательскую деятельность в ВУЗах - 4,8%.

Распределение по наличию совместительства : является совместителем - 47%, не является совместителем - 53%.

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

КАФЕДРА «СОЦИОЛОГИЯ»

Выполнила:

Петрова Е.А., У3-1

Москва 2007г.

Совместительство и его влияние на качество образования

Заказчик социологического исследования: Баранов А.С.

Исполнитель социологического исследования:

Место и год проведения исследования: Москва, декабрь, 2007г.

Метод сбора информации: анкетирование.

Количество вопросов: 25

Типы вопросов: основные, косвенные, открытые, закрытые, полузакрытые, вопрос-ловушка, вопросы-фильтры.

Уважаемый преподаватель!

Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, нацеленном на изучение влияния института совместительства на качество образования в московских ВУЗах.

Цель исследования - определение влияние наличия работы по совместительству у преподавателя, его материального положения и социального статуса на качество образования в ВУЗах.

Заполнение анкеты: ответ, совпадающий с Вашим мнением, отметьте любым понятным способом.

Опрос анонимный.

Спасибо за участие в опросе.

Прежде чем ответить на основные вопросы анкеты сообщите, пожалуйста, некот о рые данные личного характера.

1. Ваш пол: а) мужской б) женский

2. Ваш возраст:

а) от 20 до 30 б) от 31 до 40 в) от 41 до 50 г) от 51 до 60 д) старше 60 лет

3. Уровень обеспеченности:

а) ниже прожиточного минимума

б) прожиточный минимум

в) среднеобеспеченные

г) высокообеспеченные

4. Среднемесячный уровень дохода:

а) меньше 10 тыс. руб.

б) от 10 тыс. руб. до 25 тыс. руб.

в) от 25 тыс. руб. до 40 тыс. руб.

г) от 40 тыс. руб. до 80 тыс. руб.

д) свыше 80 тыс. руб.

Основная часть анкеты.

5. Ваш педагогический стаж :

а) менее 5 лет

б) от 5 до 10 лет

в) от 11 до 15 лет

г) от 15до 20 лет

д) от 20 до 30 лет

е) более 30 лет

6. Наличие ученой степени:

а) доктор наук

б) кандидаты наук

в) отсутствует

6.1. При отсутствии научной степени являетесь ли вы аспирантом или соискателем?

7. Занимаемая должность:

б) завкафедрой

в) профессор

г) доцент

д) старший преподаватель

е) преподаватель

ж) ассистент

8. Ваше основное место работы:

а) государственное образовательное учреждение;

б) негосударственный ВУЗ

в) не из образовательных структур, но ведут преподавательскую деятельность в ВУЗах

9. Являетесь ли Вы совместителем: а) да б) нет

Если вы ответили на 9 вопрос «НЕТ», пропустите вопросы с 10 по 14.

10. Вы совместитель: а) внутренний б) внешний

11. Степень совместительства: а) полставки б) четверть ставки в) почасовая

12. Совместительство:

а) связано со специальностью

б) не связано со специальностью

13. Количество работ по совместительству:

а) 1 б) 2 в) 3 г) более трех

13.1. Из них в ВУЗах: а) все б) 1 в) 2 г) более 2

14. Причины совместительства (возможны несколько вариантов ответа):

а) соображения престижности - 1

б) чтение прикладных курсов и работы на выпускающих кафедрах - 1

в) желание приобрести опыт и поднять свой рейтинг - 1

г) низкая заработная плата - 2

д) слабая материально-техническая база ВУЗа - 2

е) потребность в ведении научно-исследовательской работы - 2

ж) другое _____________________________________________

15. Как Вы оцениваете престижность работы преподавателем:

а) высокий - 1

б) средний - 2

в) приемлемый - 3

г) низкий - 4

д) очень низкий - 5

Ранговая пятибалльная шкала.

16. Как Вы оцениваете напряженность Вашего труда как преподавателя исходя из числа аудиторных часов работы в неделю:

а) очень высокая (свыше 20ч)

б) высокая (от 16ч до 20ч)

в) средняя (от 12ч до 16ч)

г) низкая (ниже 12ч)

17. Считаете ли вы, что наличие работы по совместительству у преподавателя негативно сказывается на качестве образования?

Если вы выбрали ответ «НЕТ» на 17 вопрос, то пропустите 18 и 19 вопросы.

18. В чем выражается негативное влияние наличия работ по совместительству на качество образования? (расставьте по нарастающей в порядке значимости от 1 балла до 6 баллов)

а) хроническая усталость

б) нет возможности осуществлять научную работу

в) раздражительность, агрессивность, невнимательность

г) опоздания, пропуски

д) отсутствие возможности и/или желания проверять письменные домашние работы, сокращение времени подготовки к занятиям

е) отсутствие возможности знакомится с периодикой, с новыми разработками в преподаваемой сфере

18.1. В чем выражается положительное влияние наличия работы по совместительству на качество образования?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

19. Какие методы вы считаете приемлемыми для снижения негативного влияния совместительства на качество образовательных услуг? (возможны несколько вариантов ответа)

а) обеспечение достойной заработной платы

б) наличие хорошей материальной базы в ВУЗе

в) перестройка системы высшего образования

г) новые образовательные методики

д) обеспечить престиж преподавательской работы

е) отменить совместительство

ж) другое ___________________________________________________

20. Уровень ежемесячного дохода, который позволил бы удовлетворять насущные потребности:

а) более 40000 руб; - 1

б) от 25000 до 40000; - 1

в) от 15000 до 25000; - 1

г) менее 15000. - 1

Номинальная шкала.

21. Причины работы преподавателем:

а) личная заинтересованность

б) педагогическое образование

в) нет возможности найти другую работу

г) другое ____________________________________________________

22. При установлении должного уровня оплаты труда по основному месту работы (образовательному учреждению) имеет ли смысл продолжать работать по совместительству?

___________________________________________________________

Спасибо за участие в опросе! Мы ценим Ваше мнение!

Интерпретация и операционализация понятий

Интерпретация и операционализация понятий - это следующие шаги по изучению предмета исследования. Интерпретация и операционализация понятий - это специальные социологические процедуры, представляющие собой формы аналитическое исследования понятий, применяемых в исследовании. Эти две процедуры опираются на знание логики, но уже более конкретны и напрямую направлены на составление инструментария исследования, в данном случае - вопросника.

Операционализация понятий - это исследование существенных и несущественных признаков обозначаемых понятием феноменов и факторов, влияющих на изменение этих признаков, предполагающее выявление более простых элементарных понятий, соотносимых с исследуемыми основными понятиями, а также выявление единиц анализа и единиц измерений.

Операционализация понятий выполняет следующие функции в опросœе: 1) уточнение качественной структуры предмета исследования (структурная операционализация); 2) выявление факторов, влияющих на предмет исследования (факторная операционализация); 3) уточнение аспекта исследования; 4) получение максимально простых (называемых операциональными) понятий.

Операциональные методики исследования берут начало от работ американского физика Бриджмена («Логика современной физики», 1927), обосновавшего крайне важность инструментального измерения научных понятий и считавшего, что теоретические понятия, которые не бывают эмпирически измерены (подтверждены) не имеют смысла. С точки зрения Бриджмена, определœение понятия через другую абстракцию недостаточно, понятия крайне важно определять операционально (через термины эмпирических операций). В философии, эпистемологии и методологии науки операционализм Бриджмена неоднократно подвергался критике. Но в социологии операциональный подход был принят и поддержан, так как оказался созвучным самой идее создания специальной науки об обществе, применяющей точные научные методы исследования.

В социологическом исследовании операционализации подлежат всœе основные понятия . Операционализация понятий осуществляется в соответствии с правилами логического делœения понятий. При этом, в отдельных случаях, когда безошибочное логическое делœение понятия невозможно, исследователи вынуждены допускать небольшие погрешности, которые должны быть обязательно зафиксированы в соответствующих разделах программы и учитываться при осуществлении социологических процедур, процедур эмпирического измерения, в процессе интерпретации полученных результатов, формулировки выводов и разработки рекомендаций.

В специальной литературе обычно указывается три базовых вида операционализации понятий: структурная, аналитическая и факторная. Различаются эти виды операционализации понятий на основе различения базовых функций, выполняемых ими в исследовании. Наиболее распространенными видами операционализации понятий в исследованиях являются структурная и факторная операционализация понятий, их мы и проанализируем подробнее.

Структурная операционализация имеет своей целью выявление элементов, составляющих предмет исследования, а также выявление порядка их взаимосвязи (это и есть выявление структуры предмета исследования). Структурная операционализация есть форма применения общенаучного метода, получившего название «структурный анализ». Структурная операционализация значительно облегчает поиск единиц счета и единиц анализа, позволяет уточнить предмет, цели и задачи социологического исследования; уточнить формулировки гипотез на предмет возможности их проверки при помощи выявленных единиц счета; способствует выбору адекватных методов и методик исследования.

Факторная операционализация раскрывает основные способы и направления воздействия на предмет исследования, позволяет обнаружить закономерности, зависимости, тенденции его изменения. Факторная операционализация может включать только факторы, оказывающие прямое воздействие на исследуемый предмет, но также может включать и другие (неосновные, косвенные) факторы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, факторная операционализация понятия есть разновидность причинно-следственного анализа и аналогично тому, как и структурная операционализация, очень важна для разработки программы исследования. Правильно выполненная программа опроса включает оба эти вида операционализации понятий. Иногда они бывают дополнены целœевыми видами операционализации. К примеру, может быть использована функциональная операционализация , нацелœенная на выявление только функциональных связей, или генетическая операционализация , предназначенная для анализа последовательности изменения исследуемого.

Полная операционализация понятия помимо процедуры делœения понятия предполагает также выполнение интерпретационных процедур.

При проведении социологических исследований с крайне важностью интерпретации понятий социолог сталкивается дважды: первый раз - при разработке программы социологического исследования, выполняя операционализацию базовых понятий, и второй раз, - при анализе результатов исследования.

Интерпретация представляет собой цепочку переходов между различными уровнями теоретического и эмпирического знания, а также способы перехода от одной формы познания к другой, в том числе - переход от одной теории к другой. В социологических исследованиях чаще всœего встречается «интерпретация в свете теории», если воспользоваться термином К.Поппера. В этом случае с позиций определœенной теории, определœенной теоретической концепции или концептуальной схемы интерпретируются эмпирические факты. Впоследствии они измеряются и затем осуществляется обратная интерпретация. Но поскольку исходных теорий, концепций и концептуальных схем может быть достаточно много, то существует огромный набор потенциальных интерпретаций, более того, большой набор различных интерпретаций может быть осуществим даже в рамках одной теории. По этой причине две параллельно работающие группы социологов могут получить различные результаты. Интерпретация, таким образом, является ничем иным, как работой со смыслами понятий; точнее - работа над сохранением смысла определœенных единиц социальной информации. Эти анализируемые смыслы претерпевают различные «переодевания» (гипотеза, общие понятия, единичные понятия, простые понятия, вопросы, ответы и т.д.). Для этого используется то больше, то меньше знаков, то одни знаки, то другие. И вся эта сложная исследовательская работа выполняется в конечном счете для того, чтобы подтвердить или опровергнуть существование тех или иных предполагаемых смыслов каких-либо социальных фактов, событий, процессов, явлений, отношений или взаимодействий.

Существует множество видов интерпретации понятий.

Теоретическая интерпретация понятий включает определœение понятия, определœение соотношения по объему с другими понятиями (большими, меньшими или равными по объему), а также делœение понятия.

Теоретико-эмпирическая интерпретация понятия предполагает выявление эмпирической сферы, то есть выявление социальных фактов, адекватных интерпретируемому понятию. Выявление базовых эмпирических параметров исследуемых социальных фактов (в том числе - прямое и косвенное), то есть логическое выявление эмпирических признаков является главным содержанием эмпирической интерпретации.

И, наконец, инструментальная интерпретация предполагает операциональную или семантическую интерпретацию. Операциональная интерпретация включает операции с эмпирическими признаками: выявление способов регистрации единиц анализа или единиц счета и построение инструментария измерения (единиц измерения, эталонов измерения и единиц счета). Семантическая интерпретация может включать как вербальные и невербальные компоненты и представляет собой «перевод терминов с языка объекта на язык программы исследования».

Предложенная выше типология интерпретации понятий построена на различении уровней (сфер) интерпретации. В социологической литературе имеются и другие подходы к типологии видов интерпретации. Помимо указанных видов интерпретации понятий можно различать прямую интерпретацию (направленную от теории к инструменту) и обратную интерпретацию (направленную от эмпирического или инструментального материала к теоретическим выводам), ᴛ.ᴇ. реинтерпретацию. В случае если операции прямой интерпретации выполняются на этапе разработке программы с целью выработки адекватного инструментария исследования, то реинтерпретация выполняется на завершающих этапах исследования и имеет целью выработку на основании результатов проведенного исследования теоретических обобщений.

На основе опыта многочисленных исследований разработаны общие принципы и правила выполнения интерпретационных процедур, которые важно знать не только аналитику, формулирующему выводы исследования, но и интервьюеру.

Значительное место в программе занимает рассмотрение основных понятий, в которых описывается проблема исследования. Данный этап называется логическим анализом и интерпретацией основных понятий и переменных. Логический анализ понятий разделяется на две процедуры, связанные между собой: интерпретацию и операционализацию.

Интерпретация это трактовка, объяснение основных понятий, присутствующих в исследовании. Она предполагает рассмотрение уже имеющихся в научной литературе вариантов их толкования с последующим выбором одного из них, по мнению исследователя, наиболее верно отражающего содержание рассматриваемого явления или процесса.

То есть в этой части методологического раздела программы предстоит тщательно разобраться в структурных элементах поставленной проблемы. Мы уже говорили выше, что одна из главных целей социологического исследования состоит в том, чтобы дать научное объяснение изучаемых явлений и процессов.

Слова, которые мы выбираем для описания социальных явлений, называются понятиями. Понятия должны быть тщательно подобраны, точны и информативны. Например, мы описываем некоторых змей как ядовитых, а других как неядовитых, некоторых политиков как либеральных, других как консервативных и т.д. Задача этой части работы состоит в том, чтобы, прежде всего, пояснить, что именно мы имеем в виду под каждым понятием, дать ему определение, или, иначе говоря (концепт). Поэтому такого рода работу называют концептуализацией. Т.е. исследователь должен с самого начала объяснить, что он имеет в виду. И важно, чтобы всякий раз, когда вы употребляете какое-то понятие, вы имели бы под ним одно и то же, в каком бы контексте оно ни использовалось. Это необходимо для того, чтобы те, кто будут читать его отчеты и оценивать их, отчетливо представляли себе, что именно обозначается этими концептами, и могли решить, соответствует ли приведенное значение их собственному пониманию термина.

Среди определяемых для исследователя понятий особое место занимают так называемые переменные. Переменная в социологическом исследовании – это такое явление, характеристика или процесс, которые могут иметь различные конкретные значения. Переменной, к примеру, является пол (который может принимать различные конкретные значения, как «мужской» или «женский», возраст, образование и т.п. Переменными также могут быть: мнения людей, знания, события, факты. Например, переменная факта участия избирателя в выборах может принимать значения:

01 участвовал

02 не участвовал

03 не помнит

04 нет ответа

В эмпирической социологии, как и в математике, переменные подразделяются на независимые и зависимые (функции). Независимы переменные – это те наблюдаемые явления, параметры и характеристики, которые способны воздействовать на возникновение других явлений или вызвать их к жизни. Зависимые переменные – те, которые были вызваны, зависели или выступили в качестве функций других явлений. Те переменные, которые предшествуют по времени возникновения всем другим переменным и могут затрагивать своим воздействием другие независимые переменные, называются антецедентными переменными. Переменные, которые происходят ближе по времени к появлению на свет зависимой переменной и при этом сами испытывают на себе воздействие других независимых переменных, называются интервентными (т.е. промежуточными или вмешивающимися) переменными.

Рассмотрим такой пример. Исследователь выдвигает гипотезу о том, что на вероятность участия избирателя в голосовании на выборах оказывает влияние образовательный уровень. В данном случае образование будет независимой переменной, а участие в голосовании – зависимой переменной. Далее, исследователь начинает размышлять: а благодаря чему формальное образование может вызвать такой эффект? Это говорит о том, что социолог уже начал тем самым искать антецедентные или интервентные переменные, которые могли бы стоять между образованием избирателя и вероятностью явки его на избирательный участок. Можно было бы, например, предположить, что в результате получения образования у человека вырабатывается более сильное чувство гражданского долга, которое и служит причиной участия его в голосовании. Интервентные переменные становятся между независимой и зависимой переменными и помогают более убедительно объяснить процессы влияния одних переменных на другие.

Вторым этапом логического анализа понятий выступает операционализация. Операционализация – продолжение, детализация интерпретации основных понятий. Это процесс «расчленения» основных понятий на составные элементы, получение более простых (операциональных) понятий, поддающихся социологическому замеру, т.е. – это процедура сведения общих понятий к эмпирически проверяемым индикаторам и показателям. Именно они подлежат непосредственному измерению и наблюдению. На основе этих простейших понятий, не допускающих двоякого толкования, составляются вопросы анкеты или бланка интервью. Индикаторы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые индикаторы характеризуют содержание понятия прямо и непосредственно, например, пол, возраст, место жительства и т.д., то косвенные же делают это неоднозначно. Например, такое понятие как «социальный статус», может вызвать разночтения и потребует довольно большого числа индикаторов. Или, допустим, такое понятие как «групповая сплоченность» и т.д.

Таким образом, операционализация чаще всего осуществляется с помощью не одного вопроса, а нескольких. Другое название операционализации – эмпирическая интерпретация понятий.

Параллельно с интерпретацией и операционализацией основных понятий осуществляется предварительный системный анализ объекта , т.е. систематизация имеющихся сведений о данной предметной области и применительно к данному объекту. Цель предварительного системного анализа – построение гипотетической модели объекта как системы, выявление его элементов и связей, что позволяет далее сформулировать общие и частные гипотезы исследования.

Теоретическая валидизация в социологическом исследовании: Методология и методы

Использование научных понятий и категорий - не самый лучший способ общаться с участниками исследования. Чтобы быть "ближе" к ним, тебе помогут операционализация и интерпретация.

0 Нажми, если пригодилось =ъ

Как было сказано в предыдущем параграфе, операционализация связана с переформулировкой теоретических абстрактных понятий в конкретные эмпирические, т.е. выходом на аспекты, непосредственно наблюдаемые в рамках социального взаимодействия. Наивно спрашивать респондента, например, непосредственно о национальной дистанциированности (абстрактное понятие). Такого рода понятий могут быть просто непонятны респонденту. Если же исследователь спрашивает о том, насколько близко респондент готов допустить представителей той или иной национальности (как членов семьи или близких друзей, или соседей, или коллег по работе, или жителей своей страны и т.д.), то он работает на операциональном уровне, который одинаково понятен как ему, так и респонденту.
Следовательно, качественная операционализация является залогом правильной подготовки опросного инструмента.
Если рассматривать проблему операционализации целостно (т.е. не вырывая из контекста всего эмпирического исследования), то ее решение начинается на этапе определения социального феномена, подлежащего изучению. Наименование и описание социальных феноменов связано с использованием таких теоретических инструментов как концепты и конструкты. Не вдаваясь в подробности, я лишь приведу возможные варианты их соотнесения.
Во-первых, концепты могут выступать как категории, которым отвечают явления и процессы окружающей действительности и которые могут объединяться в теоретические конструкты гипотетического характера, которые подлежат эмпирической проверке. При этом концепты должны иметь более конкретный характер по отношению к более абстрактным конструктам.

Во-вторых, концепты и конструкты можно различать по критериям очевидности и доказанности — концепты являются очевидным образом интерпретируемыми, доказуемыми и общеупотребимыми категориями научной практики, а конструкты — гипотетическими построениями, которые пока не достигли статуса очевидности и подлежат исследованию и обоснованию. В-третьих, концепты и конструкты могут соотноситься как отображения двух видов реальности — сущего и возможного. Такой взгляд особенно приемлем в социальных науках. К примеру, существование общества (концепт) не подвергается сомнению, но представление о его сути и особенностях конструируется по-разному исходя из различных теоретических перспектив. Этот последний способ соотнесения и принят в дальнейшем в качестве основного.
На мой взгляд, операционализация состоит из следующих этапов:

Рассмотрим следующий пример:

Феномен/концепт

Социальная активность студентов

Теоретический конструкт

Социальная активность студентов, как составная видов активности, присущих жизнедеятельности индивида в соответствующий возрастной период и в соответствующих социальных условиях, а именно: академическая активность, научная активность, трудовая активность, общественная активность, межличностная активность.

Эмпирические индикаторы

1. Академическая активность: посещение пар, активность на лекционных занятиях, активность на практических занятиях.
2. Научная активность: (…)
3. Трудовая активность: (…)
4. Общественная активность: (…)
5. Межличностная активность: (…)

Переменные

Академическая активность:
А) Посещение пар: количество пропусков в неделю
Б) Активность на лекциях: уточняющие вопросы на лекциях
В) Активность на практических: частота подготовки
(…)

Анкетные вопросы для академической активности могут быть, например, такими:

А1. Иногда студенты вынуждены пропустить часть или все пары в университете. Скажите, если говорить о недавнем прошлом, сколько дней в неделю в среднем Вы были вынуждены пропускать частично или полностью пары в университете, не считая дней, когда Вы действительно не могли присутствовать на парах? Если Вы практически никогда не пропускаете пар, напишите 0.
___________ пропусков за неделю

А2. Скажите, насколько часто вы готовитесь к выступлениям на семинарских или практических занятиях (выберите наиболее подходящий вариант)?
1. Готовлюсь очень редко.
2. Готовлю по два-три выступления на самые важные предметы.
3. Стараюсь сделать по два-три выступления на всех предметах.
4. Довольно часто готовлюсь к выступлениям.

А3. Иногда на лекции, по ходу занятия, у студентов возникают уточняющие вопросы. Иногда лекции проходят таким образом, что вопросов не возникает вообще. Скажите, что из ниже приведенного характерно лично для Вас? Дайте один ответ, который более всего подходит.
1. Когда у меня возникают уточняющие вопросы, я стараюсь их задать.
2. У меня возникают уточняющие вопросы, тем не менее, лекции проходят в таком темпе, что задать их тяжело.
3. Лекции обычно проводятся достаточно тщательно, поэтому необходимости в уточняющих вопросах я не вижу.

Проведение операционализации характерно, прежде всего, для количественных исследований, в которых исследователь начинает с теории, а уже потом переходит к измерению социальных показателей.
Если же говорить о качественных исследованиях, то в них ситуация часто обстоит с точностью до наоборот - исследователь стремится рефлексивно наблюдать социальную действительность с тем, чтобы на основе такого наблюдения сформулировать теорию. В этом случае на первых план выходит проблема интерпретации эмпирического материала. Здесь я хочу сразу же оговориться, что далее приведено авторское понимание интерпретации. Интерпретация выступает, в некотором смысле, обратной операционализацией.

Так, в ходе интерпретации исследователь непосредственно наблюдаемые аспекты эмпирической действительности стремится выразить в наиболее подходящих теоретических терминах. Процедура интерпретации, в отличии от процедуры операционализации, не является однозначной, т.е. может принимать различный вид, в зависимости от используемого подхода, опыта и предпочтений исследователя. К основным качественным подходам относятся обоснованная теория (grounded theory), кейс-стади, этнография, нарративное исследование, феноменология и дискурс-анализ. В каждом из них проблема интерпретации решается по-своему. В дальнейшем, при подготовке соответствующих глав сайта, я остановлюсь на этой проблеме более подробно.